Фрикционные или шипованные шины: что лучше

С помощью объективных тестов оценим поведение фрикционных и шипованных шин в разных дорожных условиях и определим, какие шины лучше.

Что лучше шипы или липучки

Содержание

  1. Шипы и липучка: отличия

  2. Поведение на дороге


  3. Влияние температуры

  4. Другие свойства

  5. Как ведут себя липучки и шиповки с пробегом

  6. Научный подход


  7. Почему в Европе запрещены шипы

  8. Подведение итогов

Шипы и липучка: отличия


Основное различие двух типов шин в способе сцепления со льдом. Сцепление шипованных шин происходит с помощью выступающих на поверхности металлических штифтов.

шипованные шины

У фрикционных шин или липучек сцепление происходит за счет строения ламелей, микроструктуры кромок протектора и состава резины.

липучки

Поведение на дороге


Чтобы сравнить поведение фрикционных и шипованных шин в разных погодных условиях, воспользуемся тестами издания “Авторевю” в 2013 и 2018 годах, а также тестами финского журнала Tekniikan Maailma за 2013 год.

На льду


В тесте 2013 года участвовали покрышки разных категорий: от премиальных Continental до российских Кама Euro—519. Тест был при температуре от —14 — —17°. В этих условиях при торможении с 25 до 5 км/ч шипованные шины показали результат от 10,4 до 13,5 м, фрикционным шинам на такое же замедление потребовалось от 12,6 до 16,2 метра.

тормозной путь на льду

При повторном тесте в 2018 году результаты изменились незначительно. Проверяли шины путем торможения с 20 до 0 км/ч. Тормозной путь шиповок составлял 7—8,2 метра. Липучки обеспечили тормозной путь 8,2—9,2 метра. Но некоторые бюджетные шипованные покрышки показали результат 8,7—10,5 метров.

По результатам теста 2013 года на разгон с 5 до 25 км/ч у фрикционных шин ушло от 6,3 до 8,8 секунды, в то время как шипы справились с этой задачей за 4—5,5 секунд, то есть почти вдвое быстрее.

Время разгона на льду

Ледяное кольцо машина на фрикционных покрышках проходила за 34,3—38,3 секунды, а на шипованной резине за 25,8—29,8 секунд. Аналогичные результаты получились на извилистой ледяной трассе: шиповки с худшим показателем 88,3 секунды быстрее на 7,7 секунд, чем липучки.


время прохождения ледяного круга

В 2018 году фрикционные покрышки повысили свои показатели, но не превзошли шипованные. Результат круга фрикционных шин лежит в пределах от 98,2 до 105,2 секунды, а результат шипованных 90—114,0 секунд.

На снегу


Тесты на снегу показали противоположные результаты. В 2013 году лучший результат показали фрикционные шины. На укатанном снегу липучки тормозили с 50 до 5 км/ч за 25,3—26,8 м, а шиповки — за 25,9—28,4 м. В 2018 году при остановке с 40 км/ч липучки обеспечили остановку за 17,4—17,9 м, а шипованные покрышки — за 17,2—18,6 м.

тормозной путь на снегу

По времени разгона и прохождения снежной трассы фрикционные шины также лидируют: заданную конфигурацию автомобиль проезжал за 90,7—96,3 секунды, на шипованных шинах испытатели показали результат 91,8—99,2 секунды.

время разгона на снегу

В тесте 2018 года лучшими оказались шипованные шины: минимальное время 73 против 73,3 секунды у фрикционных шин. Но самые слабые шиповки оказались медленнее на 4,5 секунды.

прохождение извилистой трассы на снегу

Тест на снежной каше в 2013 году оценивал скорость, на которой теряется управляемость на шуге из снега и воды. С фрикционными шинами машина была стабильна на скорости до 22,6—26,9 км/ч, а шипованные шины держались до 19,4—21,2 км/ч.

слэшплениннг

На мокром асфальте


Поведение шиповки на мокром асфальте в тесте 2013 года показал, что на них тормозной путь у машины при остановке с 80 км/ч составил 35,11—38,7 м, в то время как автомобилю на липучке потребовалось на торможение 33,1—41,1 метра.

тормозной путь на сухом асфальте

азали результат 29,8—33,6 ме В аналогичном испытании теста 2018 года шипованные шины поктра против 30,9—37,1 метра у фрикционных шин.

На сухом асфальте


Маневр «Переставка», выполненный на тесте 2013 года, показал небольшое преимущество фрикционной резины: 59,7—63,7 км/ч. Шипы позволяли выполнить задание на скорости 60—62,4 км/ч.

скорость переставки

При торможении на сухом асфальте в 2013 году шиповки проиграли, обеспечив тормозной путь с 80 км/ч, что на 0,4—5,5 метров больше, чем у липучек. В тесте 2018 шипованные шины показали результат 30,2—32,2 метра, против липучек с результатом 28,1—31,4 метра. Разница между лидерами составила около 2 метров, между аутсайдерами — менее 1 метра.

тормозной путь на сухом асфальте

Влияние температуры


Разная температура воздуха влияет на лед и на эффективность сцепления. Это утверждение было доказано экспериментом журнала «За рулем», проведенного в 2009 году. При температуре ниже —19°C шипам труднее цепляться за затвердевший лед, при этом липучки сохраняют сцепление с дорогой. При –13 °C шины обоих типов вели себя примерно одинаково. Но на подтаявшем льду и при температуре около 0°C липучки, напротив, теряют эффективность.

тормозной путь автомобиля

Преимущество шиповок при легком минусе подтвердили также тесты издания Авторевю, выполненные в 2016 году:




При этом в 2018 году эксперты Авторевю обнаружили прогресс шипованных шин. Потому что даже при –20 °C шиповки Nokian и Gislaved показали превосходство над фрикционными моделями.

Другие свойства


Основные преимущества фрикционных шин — низкий уровень шума, высокий уровень комфорта, отсутствие утечки воздуха через отверстия для шипов. Раньше в преимущества также записывали возможность заменить фрикционные шины до выпадения первого снега, но на самом деле на любую зимнюю резину нужно переходить при температуре +5 — +7 °C.

липучки

Преимущества современных шипованных шин — минимальные потери шипов на твердом покрытии, а по результатам тестов они не уступают фрикционным шинам на асфальте.

шипованные шины

Как ведут себя липучки и шиповки с пробегом


В процессе использования любые шипованные шины теряют шипы, особенно на автомобилях с передним приводом. Фрикционные шины также изнашиваются: фрикционный слой со временем истирается.

В настоящее время испытаний б/у зимних шин не проводилось ни одним авторитетным изданием, так как невозможно создать одинаковые условия износа для нескольких шин.

Научный подход


Проблема выбора шипованных и фрикционных покрышек неоднократно исследовалась специалистами, больше всего трудов этому вопросу посвятили в скандинавских странах.

Безопасность


Большинство исследователей отмечают пусть и небольшой, но наблюдаемый рост аварийности при переходе с шипов на липучки. Так, в работе «Safety effects of a decreased use of studded tyres», опубликованной в 2012 году Malmivuo Mikko, сделан вывод, что в наиболее неблагоприятных условиях вероятность попасть в ДТП на липучках на 10% выше, чем на шипах.



И в исследовании Mikko Malmivuo, Juha Luom «Studded and unstudded winter tires in fatal road accidents in Finland» 2016 года указывается, что риск попадания в серьезное ДТП на автомобиле с фрикционными шинами выше.

Elvik, Rune, Fridstrøm, Lasse, Kaminska, Frislid Meyer, Sunniva в работе «Effects on accidents of changes in the use of studded tyres in major cities in Norway: A long—term investigation» 2013 года установили, что снижение количества шипованных шин от общего числа на 25% приводит к росту числа аварий на 5%.



Аналогичные результаты исследований о влиянии шипованных шин на безопасность на дорогах опубликованы в 2013 году финской компанией Nokian.

Что помогает фрикционным шинам стать безопасными


Elvik и Rune в работе «Can electronic stability control replace studded tyres?» 2015 года показали, что система стабилизации и курсовой устойчивости ECS помогает фрикционкам справляться с дорожными условиями, тем самым компенсируя их недостаточную безопасность. Следовательно, для автомобилей, не оборудованных электронными помощниками, шипы выглядят предпочтительнее.

Почему водители машин с фрикционными шинами усложняют жизнь себе и окружающим


У шипованных шин есть еще один неочевидный плюс — они делают лед шершавым, что помогает лучше цепляться в том числе другим автомобилям. А липучки, наоборот, полируют лед, создавая проблемы всем водителям.



Согласно исследованию Tuononen, Sainio и Panu «Optimal proportion of studded tyres in traffic flow to prevent polishing of an icy road» 2014 года, а также исследованию «Effects of winter Tyre type on roughness and polishing of road surfaces covered with ice and compact snow» 2017 года, проведенного Mikko Malmivuo с коллегами, для сохранения нормального сцепления на ледяной дороге необходимо, чтобы как минимум 50% машин ехали на шипованных шинах. А вот если все автомобили будут оснащены ESP, то даже снижение количества шиповок до 15% от общего количества не повлияет на аварийность на дороге.

Почему в Европе запрещены шипы


В некоторых странах Европы, а также в Японии передвижение на шипованной резине запрещено или ограничено в связи с тем, что шипы:

  • Разрушают асфальт.

  • Участвуют в создании микроскопических загрязняющих частиц PM2.5 и PM10.

  • Являются источником шума.


Поэтому, если планируете зимние поездки в европейские страны, уточните особенности их дорожного законодательства и учитывайте его при выборе зимней резины.

Подведение итогов


Шипованные шины эффективнее ведут себя на льду и других типах покрытия и незначительно уступают фрикционным шинам. А фрикционные шины требуют вести себя аккуратнее за рулем. Многие факторы зависят от модели шин: премиальный сегмент обходит бюджетный по нескольким параметрам.

Попробовать фрикционные шины можно тем, кто:

  • Практически никогда не встречается со льдом на дороге.

  • Зимой ездит по сухому асфальту.

  • Водит машину, оборудованную ABS, ECS и другими электронными помощниками.

  • Собирается зимой совершить поездку в Европу.

  • Придерживается спокойного стиля вождения.

  • Считает комфорт передвижения одним из наиболее важных параметров.


Во всех остальных случаях стоит выбрать шипованные шины, особенно когда:

  • Хочется чувствовать себя уверенным на дороге при любых условиях.

  • Часто приходится перемещаться по дорогам, покрытым наледью.

  • Поездки обычно проходят при температуре немногим ниже нуля градусов.


Выбирайте шины исходя из условий использования и не забывайте, что безопасность дорожного движения зависит в первую очередь от поведения водителей, а технические средства, в том числе покрышки, просто помогают ее поддерживать.

И напоследок — мнение автоблогера, испытавшего покрышки на одном автомобиле:



Клиенты довольны
06.12.2023

Купила шины в этом магазине. В подарок был шиномонтаж. Очень быстрое оформление. Несмотря на то, что оформляла заказ в воскресение вечером, мне сразу же перезвонили. На утро понедельника назначили шиномонтаж. Ребята молодцы, мне сервис очень понравился. Резина хорошая, качественная.

01.12.2023

Качество товара. Чёткость исполнения. Специалисты своего дела. Сервис на достойном уровне.

01.12.2023

Соотношение цены и качества.

Все отзывы
Мобильная версия сайта
Мы используем файлы cookie и другие технологии для вашего удобства. Подробнее
Хорошо