При движении автомобиля по влажной поверхности есть риск попасть в аквапланирование, или по-другому гидропланирование, которое может стать опасным для водителя и других участников движения. С помощью некоторых способов можно снизить вероятность попадания в аквапланирование. Об этих способах расскажем в материале. Также порекомендуем, как вести себя, если автомобиль все же достиг эффекта аквапланирования. В конце статьи смотрите видео, где наглядно объясняется суть эффекта аквапланирования.
Рисунок протектора шин содержит водоотводящие каналы, канавки, насечки — целую дренажную систему, которая вытесняет жидкость из пятна контакта, чтобы сохранить сцепление с влажной дорогой. Но, когда толщина воды на поверхности слишком большая, и автомобиль едет на высокой скорости, вода не успевает выводиться из-под колес. Под шинами образуется водяная пленка и колеса начинают скользить по воде. Такой эффект скольжения по воде и называется аквапланированием. Автомобиль в этот момент становится неуправляемым в течение нескольких секунд, и этого достаточно, чтобы машина ушла в занос в момент восстановления сцепления после преодоления большого слоя воды.
Аквапланирование разделяют на продольное и поперечное. Уровень сопротивляемости шин к обоим видам аквапланирования обычно оценивают при проведении шинных тестов. При попадании в продольное аквапланирование машина едет по прямой траектории при этом становится неконтролируемой. Не удается ни притормозить, ни объехать препятствие, ни повернуть. Дело может принимать еще более опасный оборот при наличии ветра, уклона или неровностей поверхности.
При вхождении в поворот на мокром покрытии может возникнуть поперечное аквапланирование. В этом случае шины теряют контакт с твердой поверхностью, автомобиль рискует не вписаться в поворот, а продолжить ехать прямо.
Ситуация с гидропланированием опасна как для автомобиля, который столкнулся с этим явлением, так и для других участников движения. Машину при выходе из аквапланирования, особенно при неправильных действиях водителя, может закрутить на поверхности и вовсе выбросить с дороги.
Когда между шинами и дорожным покрытием образуется водяной клин, автовладелец может ощутить, что руль стал как будто мягким и легким. Автомобиль на действия водителя не отвечает или отвечает с задержкой. По этим признакам можно понять, что началось аквапланирование, и шины перестали сцепляться с дорогой. Какие действия лучше предпринять в этой ситуации, читайте далее в статье.
К сожалению, нельзя с уверенностью сказать, что автомобиль минует эффект аквапланирования при движении в сильный дождь или по дороге, где есть большие лужи. Но некоторые факторы увеличивают вероятность возникновения такого эффекта.
1. Езда на высокой скорости по мокрому покрытию. Самое первое и самое главное правило для всех автолюбителей в дождливую погоду и при перемещении по мокрому покрытию — сбросить скорость. Предпочтительно, чтобы скорость не превышала 70 км/ч, при езде в дождь по влажным дорогам. Чем ниже скорость, тем меньше вероятность возникновения аквапланирования. Даже самый продвинутый протектор шин не сможет помочь, если ехать и совершать маневры на мокрой дороге на слишком высокой скорости.
2. Шины с большим износом. Протектор шин, как мы писали выше, имеет такой рисунок, который помогает отводить жидкость из пятна контакта и обеспечивать автомобилю хорошее сцепление. Эту работу выполняют множество поперечных и продольных канавок, ламелей, расположенных в разных направлениях на резине. Когда протектор изнашивается, водоотводящая система работает менее эффективно и не справляется с большим объемом воды, с которым автомобиль сталкивается, например, в луже. Для удобства автовладельцев у некоторых летних шин, например, у моделей Nokian Tyres на протекторе есть индикатор риска аквапланирования. Если он стерся — опасно использовать шины в «мокрых» условиях.
Посмотрите, как уменьшается пятно контакта у изношенных шин с увеличением скорости на сухой поверхности:
Очевидно, что на мокрой поверхности даже при невысокой скорости у изношенных шин пятно контакта будет еще меньше.
3. Вес авто. Чем автомобиль легче, тем выше для него риск аквапланирования на мокрой поверхности. А для тяжелых или нагруженных автомобилей вероятность наступления такого эффекта немного меньше. Кстати, в том числе поэтому грузовым транспортным средствам разрешается ездить на шинах с глубиной протектора 1 мм — меньшей, чем у легковых ТС. Обладателям легковесных седанов стоит быть особенно внимательными в дождь и просто при проезде через лужи.
4. Толщина водной пленки. Чем больше слой воды, тем выше вероятность аквапланирования для любых транспортных средств.
5. Состояние дорожного полотна. Гладкий асфальт, по которому так приятно ехать в сухую погоду, повышает вероятность аквапланирования в дождь. На ровной поверхности риск заскользить, потеряв управление, становится больше, чем на менее гладкой дороге.
6. Пониженное давление в колесах. Спущенные шины при движении по влажной поверхности сцепляются с покрытием хуже, чем накачанные до нужного предела колеса. А с мокрой поверхностью — тем более. Компания Michelin проводила исследования и выяснила, что пониженное до 1,7 бар давление в колесах легкового автомобиля вместо положенных 2,4 бар приводит к тому, что на скорости 100 км/ч по влажному покрытию шины лишаются нормального сцепления и сталкиваются с эффектом аквапланирования. Подробнее о правильном давлении в шинах можно почитать в статье.
Необязательно, что вашему автомобилю придется испытывать аквапланирование в каждый дождь и в любой луже. Может, этого и не случится. Но все же нужно действовать так, чтобы минимизировать риски.
1. Самое важное, что вы можете сделать в мокрую погоду — снизить скорость. При умеренной скорости у шин меньше рисков «поплыть» по водяному слою.
2. Увеличьте дистанцию с машинами перед вами на дороге. Вы можете избежать гидропланирования, но нет гарантии, что другие участники движения с ним не столкнутся: нужно оставить пространство для маневров в непредвиденных ситуациях.
3. В дождливую погоду ваши стеклоочистители, очевидно, работают. Но даже если дождь прекратился, включайте их на максимум перед форсированием больших луж, чтобы обеспечить себе нормальный обзор. Также помните, что на стекла вашего авто могут залить встречные машины, проезжающие по лужам.
Для безопасной езды в дождь важно, чтобы шины были не изношенными. Для частых поездок по мокрым дорогам разработали специальные «дождевые» автошины, на протекторе которых водоотводящие каналы составляют симметричный направленный рисунок — «елочкой». Такое расположение канавок позволяет эффективно выводить влагу из пятна контакта.
Летние шины с ненаправленным асимметричным рисунком тоже успешно справляются с удалением жидкости. Производители шин разрабатывают рисунки протектора с расширенными каналами, увеличенным количеством насечек, что помогает шинам быстрее избавляться от воды в пятне контакта.
Если при проезде по мокрой дороге или луже машину все же застал эффект аквапланирования, первым делом постарайтесь сохранять спокойствие. В такой ситуации важно крепко держать рулевое колесо и плавно отпустить газ. Дальше – остается подождать, когда автомобиль проедет толщу воды, и шины снова обретут сцепление с твердой поверхностью. Только после этого можно прибавлять газ и совершать маневры.
Часто случается, что только одно колесо автомобиля попадает в большой объем воды и подвергается гидропланированию. В итоге после преодоления водной преграды руль может буквально выбить из рук, и авто съедет с траектории. Поэтому так важно крепко удерживать рулевое колесо, если почувствовали, что началось аквапланирование.
Во время гидропланирования опасно пытаться выкручивать руль в попытках выровнять автомобиль на трассе. В момент самого аквапланирования это будет бесполезно, а вот когда сцепление колес с твердой поверхностью резко восстановится — автомобиль на вывернутых колесах закрутит и унесет в сторону. В таких случаях сложно справиться с управлением, и ситуация становится опасной для всех участников движения.
При аквапланировании автомобиль продолжает двигаться по инерции — по той траектории, куда был направлен до возникновения под шинами водяного клина.
Что нужно запомнить в первую очередь: во время гидропланирования опасно делать резкие маневры — выкручивать руль, резко газовать и тормозить или бросать тормоз.
В заключение повторим, что основное, что спасает от аквапланирования — это снижение скорости в дождливую погоду и во время езды по мокрой поверхности. Позаботьтесь о себе, своем автомобиле и других участниках движения!
Об эффекте аквапланирования доступно рассказывают в видео ниже:
Привезли даже быстрее, чем обещали. Оперативно сделали документы и выдали шины. Очень всё понравилось.
Качественно и оперативно выполнили замену,даже гнутый диск довели до идеала.
Все четко, профессионально и удобно
Приём заказов на сайте:
Пн-Вс: Круглосуточно
Выходные: Без выходных |