Главная / Информация / Тесты шин и дисков / За рулем: Сравнительный тест летних шин 195/65 R15: добрая дюжина

"За рулем", март 2016: Сравнительный тест летних шин 195/65 R15: добрая дюжина.

 

Пятнадцатидюймовые покрышки довольно прочно обосновались в нише бюджетных автомобилей и продолжают вытеснять из нее более мелкие размеры. Для теста эксперты журнала "За рулем" выбрали размерность 195/65 R15, чаще всего встречающуюся на относительно доступных автомобилях классов В и С, и остановили взгляд на наиболее популярных покрышках. На испытаниях — двенадцать комплектов.

Тест "За рулем"


Перед стартом
Испытания проводились в конце лета 2015 на полигоне АВТОВАЗа близ Тольятти, где собрали все новинки весенне-летнего сезона 2016 года. Воздух во время тестов прогревался до +20…+30 ºС.
Своеобразным водоразделом в ценовой линейке могут послужить хорошо известный на рынке Hankook Kinergy Eco и новинка из Финляндии — шина Nokian Hakka Green 2.
Дешевле их знакомые многим отечественные покрышки Nordman SX, Yokohama BluEarth AE01, Cordiant Sport 3 и новинка корейской фирмы Kumho — модель Ecowing ES01, произведенная в Китае. А самая доступная в этом тесте — шина Amtel Planet Evo, новинка сезона. Компания Pirelli посчитала уходящий с рынка бренд хорошо раскрученным в России и решила вдохнуть в него новую жизнь, используя современные технические решения и технологии.
Более дорогие участники испытаний — весьма популярные шины Continental ContiPremiumContact 5, а также японские Toyo Proxes CF2 и Goodyear EfficientGrip Performance. В этой же ценовой группе еще две модели: впервые в тестах "За рулем" участвуют шины Michelin Energy XM2, произведенные в России, и японские Bridgestone Turanza T001.
Отрадно, что пять моделей из двенадцати — отечественного производства.
Под бюджетные шины нужно подобрать соответствующий автомобиль. Экспертам "За рулем" приглянулась Skoda Octavia второго поколения. В силу возраста это недорогая машина, но в идеальном состоянии. А еще у нее нет системы стабилизации, что на руку экспертам: электроника не будет мешать при выполнении упражнений.

Тестовые процедуры

Тест "За рулем"


Современные летние шины обкатки не требуют. Это подтверждают все производители: перед тестами достаточно проехать пару километров — и они готовы к испытаниям. Так что для летних шин не только процедура, но и само выражение «обкатка» — анахронизм.
Последовательность тестовых упражнений выстроена с учетом интенсивности износа шин. Начали эксперты с оценки экономичности, практически не сопровождающейся износом, а завершали «сухой» переставкой, в ходе которой асфальт сдирает плечевые зоны покрышек как наждак.
Исследование поведения автомобиля на высокой скорости эксперты "За рулем" называют оценкой курсовой устойчивости. Нескольких кругов по десятикилометровому скоростному кольцу полигона на скорости 130 км/ч достаточно, чтобы понять, насколько четко держат шины заданное направление, как реагируют на боковой ветер и уклоны дороги, как ведут себя при объезде препятствия и смене полосы движения. Параллельно оценивали плавность хода и внутренний шум на высокой скорости. Почему именно 130 км/ч? Так ведь в нашей стране это максимально возможная скорость, установленная на некоторых участках платных дорог. К тому же на большинстве автомагистралей Правила позволяют держать 110, а если добавить «бесплатные» 20 км/ч превышения, то получаем те же 130 км/ч. Нет-нет, эксперты "За рулем" не за нарушение скоростного режима — но ведь так ездят многие, не правда ли?
Самую высокую оценку за курсовую устойчивость получили шины Michelin — руль обутой в них Шкоды становится очень четким, с хорошо понятным «нулем». Понравились незамедлительные реакции на повороты руля и высокая информативность при корректировке курса.
Когда шины и трансмиссия основательно прогрелись, автомобиль готов к оценке экономичности. Результат каждого замера — среднее арифметическое значений, полученных в двух заездах в противоположные стороны (чтобы нивелировать возможное влияние ветра). Для каждого комплекта шин упражнение приходится повторять от трех раз (при полном штиле) до пяти (в случае легкого ветерка).
Замеры проводятся по нисходящей — сначала на высокой скорости, затем на низкой. Благодаря этому шины и трансмиссия плавно остывают и результаты замеров меньше скачут.
На протяжении последних лет у основной массы шин показатели экономичности были одинаково хорошие. Однако Hakka Green второго поколения сделала невозможное — на скорости 60 км/ч обеспечила экономию горючего в размере 0,1–0,3 л/100 км относительно остальных покрышек. Настоящая «зеленая» шина!

Марка, модель 12 место  11 место 10 место 9 место
Kumho Ecowing ES01 Michelin Energy XM2 Bridgestone Turanza T001 Hankook Kinergy Eco
Тест "За рулем" Тест "За рулем" Тест "За рулем" Тест "За рулем"
Страна изготовления Китай Россия Япония Венгрия
Индексы нагрузки и скорости 91Н 91Н 91V 91V
Рисунок протектора асимметричный асимметричный асимметричный асимметричный
Глубина рисунка по ширине, мм 6.7-6.9 7.2-7.5 7.6-7.9 7.4-7.7
Твердость резины по Шору, ед. 72 68 74 71
Масса шины, кг 8.7 8.3 8.6 8.3
Безопасность: Замеры сцепных свойств
Тормозной путь (80-5 км/ч) на мокром асфальте (Максимум 180 баллов) м 26.6 28.7 28.2 26.5
баллы 167.1 154.9 157.7 167.8
Тормозной путь (100-5 км/ч) на сухом асфальте (Максимум 160 баллов) м 40.3 42.2 41.6 40.0
баллы 152.9 146.0 148.1 154.0
Скорость выполнения переставки на мокром асфальте (Максимум 160 баллов) км/ч 66.9 64.5 67.3 64.7
баллы 157.2 151.5 158.1 152.0
Скорость выполнения переставки на сухом асфальте (Максимум 140 баллов) км/ч 68.1 64.6 67.8 66.5
баллы 139.8 132.6 139.2 136.5
Поведение: Экспертная оценка
Управляемость во время переставки на мокром асфальте (Максимум 80 баллов) баллы 48 48 48 56
Управляемость во время переставки на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) баллы 42 48 42 42
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (Максимум 50 баллов) баллы 30 45 35 35
Преодоление подъема по грунтовой дороге (Вне зачета) баллы 5 6 7 5
Комфорт: Экспертная оценка
Внутренний шум (Максимум 30 баллов) баллы 15 21 21 18
Плавность хода (Максимум 30 баллов) баллы 15 21 21 18
Экологичность: Замеры расхода топлива
Расход топлива при скорости 90 км/ч (Максимум 60 баллов) л/100км 6.2 6.1 6.1 6.1
баллы 59 60 60 60
Расход топлива при скорости 60 км/ч (Максимум 50 баллов) л/100км 4.5 4.4 4.4 4.5
баллы 47.8 48.9 48.9 47.8
Сумма начисленных баллов 874 877 879 887
Плюсы Высокая скорость выполнения переставки на сухом асфальте Суперчеткое следование курсу; скромный расход топлива; понятная управляемость на сухом асфальте Высокая скорость выполнения переставки на сухом асфальте; скромный расход топлива Скромный расход топлива при скорости 90 км/ч
Минусы Замечания по поводу курсовой устойчивости; сложная управляемость на мокром покрытии; низкий уровень комфорта Плохие сцепные свойства; сложная управляемость на мокром асфальте Посредственные сцепные свойства; сложная управляемость на мокром покрытии Невысокий уровень комфорта; низкая скорость выполнения переставки на мокром покрытии


Закончив с экономичностью, эксперты делают круг по служебным дорогам. Здесь, на дорожных заплатках, швах, трещинах и специальных неровностях, еще раз оценивали плавность хода и уровень шума в салоне — в более жестких условиях, максимально приближенных к реальным.
В этих упражнениях не с лучшей стороны на фоне других показали себя шины Kumho: на скорости 90–100 км/ч они издают неприятный низкочастотный гул, на дорожных неровностях досаждают тряска и вибрации.
Перед возвращением на базу эксперты заруливают на 12‑процентный грунтовый подъем, имитирующий дачную дорогу. Здесь субъективно (без замеров) оценивали возможность шин стартовать и разгоняться по грунтовке (с пылью и песком). Упражнение отчасти напоминает оценку проходимости в глубоком снегу: эксперт пробует тронуться и ускориться с пробуксовкой и без нее; проверяет, насколько падает тяга при буксовании, сложно ли контролировать момент срыва колес в пробуксовку.
Эксперты "За рулем" напоминают, что «грунтовый» тест — факультативный, его результаты в общий зачет не идут, а представляются только как дополнительная информация. Его ввели в программу испытаний по просьбе читателей, которых интересовали возможности шин на дорогах без твердого покрытия.

Мокрое дело
Следующее испытание — торможение на мокром асфальте, поскольку на нем, тем более с использованием АБС, шины изнашиваются минимально.
Начали тест… с зачистки покрытия. Выполнили десяток-полтора торможений на незачетных шинах — таким образом тщательно «подмели» асфальт, удаляя с него наметенные ветром пыль, траву и совсем мелкие камешки. После такой процедуры асфальт становится чистым, а коэффициент сцепления — стабильным.
По методике, которой сегодня пользуются и шинные производители, и независимые эксперты, тормозной путь на мокром асфальте замеряли при замедлении с 80 до 5 км/ч — поскольку при скоростях, близких к нулю, АБС работает некорректно, порой допуская блокировку колес, что приводит к искажению результатов. Многие шинные компании на своих внутренних тестах устанавливают иной минимальный скоростной порог — заканчивают замеры на 7 и даже 10 км/ч.
Чтобы получить кучные результаты, важно не только начинать торможение в одной и той же точке, но и подходить к ней с одинаковой скоростью. Эксперты "За рулем" держали 83–85 км/ч — не по спидометру, а по высокоточному измерительному прибору VBOX. Коридор торможения должен быть очень узким — тормозили буквально след в след. Это крайне важно: десяток сантиметров (всего лишь половина ширины протектора) в сторону — и у покрытия уже другой коэффициент сцепления, а значит, результат уплывет.
Перед торможением испытатель должен быть уверен, что тормоза холодные, а значит, их эффективность максимальна. Поэтому после каждого замера колодки и диски нужно охладить — при возврате на исходную позицию водитель не пользуется тормозами, скорость гасит переходом на пониженные передачи. Кстати, еще и поэтому выбрали автомобиль с механической коробкой.
Среднее количество торможений — шесть. Иногда, если шины показывают нестабильные результаты, приходится добавлять еще пару заездов.
Покрышки Continental, как обычно, «привезли» ближайшим соперникам около метра сэкономленного тормозного пути. Но каково было удивление экспертов, когда новые шины Hakka Green 2 обыграли их почти на столько же!

Марка, модель 8 место  7 место 6 место 5 место
Cordiant Sport 3 Yokohama BluEarth AE01 Continental ContiPremiumContact 5 Nordman SX
Тест "За рулем" Тест "За рулем" Тест "За рулем" Тест "За рулем"
Страна изготовления Россия Россия Франция Россия
Индексы нагрузки и скорости 91V 91T 91H 91H
Рисунок протектора асимметричный симметричный асимметричный асимметричный
Глубина рисунка по ширине, мм 7.3-7.8 7.1-7.5 7.5-8.1 7.8-8.1
Твердость резины по Шору, ед. 71 69 76 73
Масса шины, кг 8.5 8.5 7.8 8.6
Безопасность: Замеры сцепных свойств
Тормозной путь (80-5 км/ч) на мокром асфальте (Максимум 180 баллов) м 27.0 26.1 25.6 26.5
баллы 164.7 170.3 173.7 167.8
Тормозной путь (100-5 км/ч) на сухом асфальте (Максимум 160 баллов) м 40.5 40.7 38.5 41.1
баллы 152.1 151.4 160 149.9
Скорость выполнения переставки на мокром асфальте (Максимум 160 баллов) км/ч 67.3 66.6 67.9 64.8
баллы 158.1 156.5 159.5 152.2
Скорость выполнения переставки на сухом асфальте (Максимум 140 баллов) км/ч 67.3 67.8 68.2 66.6
баллы 138.2 139.2 140 136.7
Поведение: Экспертная оценка
Управляемость во время переставки на мокром асфальте (Максимум 80 баллов) баллы 56 56 48 64
Управляемость во время переставки на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) баллы 48 36 36 48
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (Максимум 50 баллов) баллы 30 35 30 35
Преодоление подъема по грунтовой дороге (Вне зачета) баллы 7 6 6 5
Комфорт: Экспертная оценка
Внутренний шум (Максимум 30 баллов) баллы 18 18 18 21
Плавность хода (Максимум 30 баллов) баллы 18 18 18 21
Экологичность: Замеры расхода топлива
Расход топлива при скорости 90 км/ч (Максимум 60 баллов) л/100км 6.3 6.1 6.2 6.2
баллы 58.1 60 59 59
Расход топлива при скорости 60 км/ч (Максимум 50 баллов) л/100км 4.6 4.4 4.5 4.5
баллы 46.7 48.9 47.8 47.8
Сумма начисленных баллов 888 889 890 902
Плюсы Понятная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом покрытии; высокая скорость выполнения переставки на мокром покрытии Скромный расход топлива;  высокая скорость выполнения переставки на сухом асфальте Отличные сцепные свойства на сухом и мокром асфальте, высокая скорость выполнения переставки на сухом и мокром асфальте Понятная управляемость при экстремальном маневрировании
Минусы Неэкономичные; есть замечания в адрес курсовой устойчивости; невысокий уровень комфорта Невысокий уровень комфорта; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом покрытии Сложная управляемость при экстремальном маневрировании,замечания в адрес курсовой устойчивости; невысокий уровень комфорта  Невысокая скорость на переставке на мокром покрытии; незначительные замечания по курсовой устойчивости и комфорту
 


На износ
Эксперты "За рулем" перешли к более износным упражнениям. Первое — торможение на сухом асфальте. Методика, по сути, та же, что и на мокром, но тормозили с 100 км/ч — соответственно, скорость подхода к точке торможения составляет 103–105 км/ч. Для последующего охлаждения тормозов приходится делать круг побольше.
В этом упражнении порадовал стабильностью Continental — много лет в тестах "За рулем" он стабильно тормозит лучше других. Nokian приблизилась к лидеру вплотную, но встать вровень не смогла — проигрыш составил мизерные 100 миллиметров. А Michelin расстроил — показал самые слабые тормозные свойства как на сухом асфальте, так и на мокром.
В завершение — наиболее интересное и показательное, но вместе с тем и самое сложное для пилота испытание: переставка, которую еще называют однократной сменой полосы. Задача водителя — нащупать максимально возможную скорость, при которой автомобиль успешно выполнит маневр и удержится на заданной траектории, то есть не собьет ни один из конусов, которыми обозначены входной и выходной коридоры. Заезды начинаются с заведомо проходной скорости, и с каждым следующим подходом ее увеличивают на 1–2 км/ч. В зачет идет не просто лучший результат, а тот, который можно повторить.
Это упражнение, с одной стороны, взято из реальной жизни — сколько на наших дорогах любителей суетиться между рядами! С другой — оно позволяет оценить поперечные сцепные свойства и уводные характеристики шин, способность каркаса противостоять резко возрастающим, буквально пиковым боковым нагрузкам и точность руления при экстремальном маневрировании.
Геометрические параметры переставки тоже не из пальца высосаны — ширина полос по 3,5 метра, как на реальной дороге. Но на первой полосе «дорожка» зажата конусами так, чтобы с каждой стороны автомобиль имел запас не более 100 миллиметров. Это заставляет испытателя использовать на входе одну и ту же траекторию. Длина перехода с левой полосы на правую составляет 12 метров. ГОСТ на испытания автомобилей регламентирует 12-, 16-, 20‑ и 24‑метровую переставки. А максимальные боковые нагрузки на шины обеспечивает именно 12‑метровая.
Сначала выполняется переставка на мокром асфальте, а под занавес повторяется это упражнение на сухом покрытии, где шинам достается больше, чем суммарно во всех предыдущих упражнениях.
На мокрой дороге и по скорости, и по управляемости впереди остальных оказались обновленные шины Nokian Hakka Green. Покрышки Continental по предельной скорости переставки оказались совсем рядом, но по управляемости заметно проигрывают.
Самые интересные результаты получили на сухом асфальте — здесь лучшую скорость (68,2 км/ч) одновременно показали три шины: Amtel, Continental и Nokian, а результат Kumho (68,1 км/ч) всего на одну десятую скромнее.

Марка, модель 4 место  3 место 2 место 1 место
Toyo Proxes CF2 Amtel Planet Evo Goodyear EfficientGrip Performance Nokian Hakka Green 2
Тест "За рулем" Тест "За рулем" Тест "За рулем" Тест "За рулем"
Страна изготовления Япония Россия Германия Финляндия
Индексы нагрузки и скорости 91H 91H 91V 95H
Рисунок протектора асимметричный асимметричный асимметричный асимметричный
Глубина рисунка по ширине, мм 7.2-8.4 6.4-6.9 7.8-7.9 7.7-8.1
Твердость резины по Шору, ед. 71 71 73 66
Масса шины, кг 8.8 8.2 7.4 7.8
Безопасность: Замеры сцепных свойств
Тормозной путь (80-5 км/ч) на мокром асфальте (Максимум 180 баллов) м 26.5 27.0 26.7 24.7
баллы 167.8 164.7 166.5 180
Тормозной путь (100-5 км/ч) на сухом асфальте (Максимум 160 баллов) м 38.7 40.4 38.9 38.6
баллы 159.2 152.5 158.4 159.6
Скорость выполнения переставки на мокром асфальте (Максимум 160 баллов) км/ч 66.7 67.5 67.5 68.1
баллы 156.7 158.6 158.6 160
Скорость выполнения переставки на сухом асфальте (Максимум 140 баллов) км/ч 67.0 68.2 67.8 68.2
баллы 137.5 140 139.2 140
Поведение: Экспертная оценка
Управляемость во время переставки на мокром асфальте (Максимум 80 баллов) баллы 56 64 64 72
Управляемость во время переставки на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) баллы 36 48 42 48
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (Максимум 50 баллов) баллы 40 30 35 40
Преодоление подъема по грунтовой дороге (Вне зачета) баллы 5 8 6 6
Комфорт: Экспертная оценка
Внутренний шум (Максимум 30 баллов) баллы 24 21 21 24
Плавность хода (Максимум 30 баллов) баллы 21 21 21 21
Экологичность: Замеры расхода топлива
Расход топлива при скорости 90 км/ч (Максимум 60 баллов) л/100км 6.1 6.1 6.1 6.1
баллы 60 60 60 60
Расход топлива при скорости 60 км/ч (Максимум 50 баллов) л/100км 4.4 4.5 4.4 4.3
баллы 48.9 47.8 48.9 50
Сумма начисленных баллов 907 908 915 955
Плюсы Высокие сцепные свойства на сухом асфальте; скромный расход топлива; высокая курсовая устойчивость; тихие Скромный расход топлива при скорости 90км/ч; понятная управляемость и высокие сцепные свойства при экстремальном маневрировании Отличные сцепные свойства на сухом асфальте; высокая скорость выполнения переставки; хорошая управляемость на мокром асфальте; скромный расход топлива Лучшее торможение на мокром асфальте и очень хорошее - на сухом; четкое следование курсу; понятная управляемость при экстремальном маневрировании; самые экономичные
Минусы Сложная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте Замечания к курсовой устойчивости, незначительные замечания по шуму и плавности хода Незачительные замечания по курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании на сухом асфальте и комфорту Незначительные замечания касательно плавности хода


Кучно встали!
Пожалуй, начать эпилог правильнее всего с поздравлений победителю теста, а это шины Nokian Hakka Green 2. Тем не менее все принявшие участие в испытаниях покрышки приятно удивили.
Во‑первых, порадовали кучностью итоговых результатов. У шин, занявших последние семь мест, разница в итоговых баллах составляет менее двух процентов! Фактически это близко к погрешности измерений. Во‑вторых, все шины показали себя весьма достойно, притом что цены у них более-менее доступные.
Эксперты "За рулем" еще раз напомнают о системе итоговых оценок. Покрышки, набравшие более 850 баллов, они называют хорошими, 870 и более баллов — очень хорошими, а перешагнувшие рубеж 900 баллов — отличными. В нынешнем тесте ниже 870 баллов не опустился никто! Семь участников теста имеют очень хорошие результаты, пять — отличные.
Самое приятное — видеть в отличниках недорогих «россиян» — шины Nordman SX и возрождающийся Amtel Planet Evo. Для кризисного времени — самые заманчивые предложения.

Материал теста подготовлен с использованием статьи издания "За рулем".

Клиенты довольны

20.09.2019 5.0

Быстро и качественно,спасибо за вежливое общение , все отлично.

19.09.2019 5.0

Удобное расположение! Чистота и порядок в ремзоне! Отзывчивый персонал пункта выдачи! Всегда готовы ответить на интересующий вопрос и предложить решение возникшей проблемы! Удобное время работы!

19.09.2019 5.0

Оперативность в доставке

Все отзывы