Пятнадцатидюймовые шины для небольших автомобилей - самые массовые. Большинство машин класса В и даже С, продающихся в Европе на «шестнадцатых» и более крупных колесах, на нашем рынке обувают преимущественно в бюджетный «пятнадцатый» размер. И дело не только в более низких ценах такой обувки. На наших дорогах покрышки с более высоким профилем комфортнее и долговечнее. Более того, они оберегают расходные элементы подвески (шаровые опоры, сайлент-блоки, амортизаторы) от высоких ударных нагрузок, продлевая им жизнь.
Что и почем?
Увы, новинок в бюджетных размерностях мало. Новые разработки в этом сегменте экономически невыгодны, посему очень редки. Шинники, как правило, дольше держат на конвейере недорогие малоразмерные модели, нежели более крупные. Некоторые компании слегка подновляют шинам состав смеси и другие материалы, причем зачастую не столько ради улучшения характеристик, сколько для снижения затрат на производство.
Самую высокую ценовую планку держат топовые, но уже не новые модели Continental ContiPremiumContact 5 чешского производства и Goodyear EfficientGrip Performance, сделанный в Германии. Чуть дешевле можно купить шины Pirelli Cinturato P1 Verde, выпускаемые в Турции, и совсем свежую модель Nokian Hakka Green 2 отечественного производства. Последняя, кстати, может похвастаться не только российским гражданством, но и увеличенным индексом нагрузки: 95.
Средний ценовой сегмент открывают более демократичные шины - настоящая японская Тоуо Proxes CF2 и обновленная по смеси покрышка Hankook Kinergy Eco корейской разработки, но произведенная в Венгрии. Чуть дешевле обойдется свежая модель Nordman SX 2 российского производства и Kumho Ecowing ES01, сделанная в Китае.
Цена далеко не новой отечественной шины Cordiant Sport 3 лежит на границе между бюджетными и среднеценовыми предложениями. Дешевле продают довольно свежую модель Matador Elite 3 (она же МР 44), произведенную в России.
Шинные эксперты ЗР не смогли отказать читателям в просьбе протестировать китайские изделия - их представляет шина Champiro FE1 фирмы GT Radial. А замыкает тестовую дюжину белорусская Belshina Artmotion, она же Веl-261.
Тестовой машиной была назначена «чешка» по имени Skoda Octavia. Испытания проводились на полигоне АВТОВАЗа, близ Тольятти. Время проведения - жаркие август и сентябрь 2016 года. Воздух во время тестов прогревался до 22-37 градусов.
Лимиты нагрузки и скорости
Для легковых шин размерностью 195/65 R15 производители считают стандартным индекс нагрузки 91 (615 кг на колесо). Некоторые выпускают шины увеличенной грузоподъемности - с индексом 95 (690 кг); для привлечения внимания в их маркировку добавляют буквы XL, что означает «повышенная грузоподъемность» (extra load).
C индексами скорости всё тоже непросто. Если лет пять-десять назад шины такой размерности поголовно имели индекс Н (до 210 км/ч), то сейчас они становятся более быстрыми, о чем свидетельствует частое появление индекса V (до 240/км/ч).
Эксперты напоминают, что конструктивное различие шин с неодинаковыми скоростными индексами кроется в разной прочности на разрыв под действием предельных для каждого скоростного лимита центробежных сил. А покрышки с разными нагрузочными индексами различаются способностью нести разные нагрузки.
В экспертной группе ЗР одиннадцать участников из двенадцати имеют «стандартный» индекс нагрузки - 91. Увеличенной грузоподъемностью щеголяет только Nokian Hakka Green 2 - если какому-либо автомобилю потребуются шины с индексом нагрузки 95, соперники Хакки останутся с носом. Скоростные показатели распределились следующим образом: семь покрышек имеют «старый» для данного размера скоростной лимит Н (210 км/ч), а пять - более современный V (240 км/ч). Для скоростных ограничений экспертной группы ЗР и для технических возможностей многих недорогих автомобилей даже индекса Н хватает с запасом.
Шуршим по полигону
Подход к испытаниям с прошлого года не изменился. Эксперты напоминают вкратце методику тестирования.
Начальное упражнение - оценка топливной экономичности. Предварительно для корректности замеров надо прогреть шины, а также агрегаты и узлы автомобиля. На каждом комплекте шин эксперты проезжают десять километров по скоростному кольцу. Параллельно оцениваются курсовая устойчивость машины на высокой скорости (до 130 км/ч), плавность хода и внутренний шум.
Самые высокие оценки по курсовой устойчивости Octavia получила на шинах Nokian и Рігеllі, покорив экспертов четкими реакциями и плотным, информативным рулем.
Бледнее всех в этом испытании выглядели Belshina, Cordiant, GT Radial и Matador. 3aмечания разные: от широкого «нуля» (машина гуляет из стороны в сторону при неизменном положении баранки) и недостаточной информативности рулевого управления до задержек в реакциях машины, необходимости поворачивать руль на большие углы при корректировке курса и даже опасного подруливания задней оси, способного вызвать занос. За курсовую устойчивость эта четверка заработала лишь по шесть баллов.
Замеры экономичности проводились в безветренную погоду на горизонтальном двухкилометровом участке дороги; заезды в обе стороны повторялись несколько раз, чтобы нейтрализовать возможное влияние даже легкого ветерка.
Шины GT Radial и Matador дали фору всем остальным, в том числе тем, которые были самыми экономичными в наших предыдущих тестах. Отрыв от ближайших конкурентов - по 0,2 л/100 км при скоростях 60 и 90 км/ч. Самый нескромный расход Octavia показала на шинах Cordiant: отставание от лидеров составило 0,3 л/100 км при 60 км/ч и 0,5 л/100 км при 90 км/ч.
После замеров эксперты журнала ЗР делали четырехкилометровую петлю по служебным дорогам полигона, продолжая оценивать комфортность на различных неровностях - от швов и трещин на асфальте до серьезных выбоин. Каждый комплект шин катался строго по одному и тому же маршруту и с одинаковой скоростью.
Теперь о шумности. Максимальные восемь баллов эксперты не дали никому, восемь участников заработали семерки. Belshina, Kumho и Тоуо шуршали громче, потому заслужили не больше шестерки, а покрышкам GT Radial за самолетный гул на шероховатом асфальте оценку снизили до пяти баллов.
В плавности хода не было равных шинам Hankook - обутая в них Octavia мягче всего проходит дорожные неровности. Почти все остальные покрышки заработали семерки и шестерки, а шины GT Radial и здесь оказались самыми некомфортными - они передают на органы управления и сиденья вибрации от трещин и дорожных швов, вызывают дрожь на грубом асфальте, а также пропускают жесткие толчки от любых неровностей.
Затем экспертная группа журнала ЗР свернула с асфальта на грунтовку с уклоном 12%, где оценивались уверенность троганья и движения в подъем. Проходы повторялись с разной степенью буксования, чтобы оценить падение сцепления в момент срыва колес в пробуксовку. Это упражнение - дополнительное, его результаты в общий зачет нe включены. Проводилось оно по просьбе читателей журнала ЗР - чтобы понять, как шины ведут себя на грунтовке.
Лучше остальных на грунтовом подъеме «гребут» Cordiant и Matador. A больше других буксуют, теряя тягу, GT Radial, Hankook, Kumho, Pirelli и Тоуо. Такие дороги явно не их конек.
Стоп, машина!
Наступает черед потереть колеса об асфальт. Поскольку на каждом комплекте шин придется выполнить несколько упражнений, эксперты журнала начали с испытания, в ходе которого протектор стирается в минимальной степени,- с торможения на мокром асфальте. Траектория перед замерами тщательно очищается от пыли и мелких камешков двадцатикратным торможением на незачетных шинах.
Мобильная система полива экспертной группы журнала ЗР состояла из мотопомпы, комплекта поворотных спринклеров, длинных шлангов и пятисотлитровой бочки для воды в прицепе, который таскала техничка Chevrolet Niva. Первая брызгалка была расположена так, чтобы автомобиль смачивал колеса на расстоянии двух-трех корпусов до начальной точки торможения. К ней машина подходила на скорости 83-85 км/ч. Измерительный комплекс VBOX фиксировал величину тормозного пути при снижении скорости с 80 до 5 км/ч, а не до полной остановки, так как на малых скоростях (от 5 км/ч до нуля) АБС частенько срабатывал некорректно, колеса могли заблокироваться и тормозной путь увеличится. Водитель ударял по педали тормоза (предварительно выжав сцепление) в момент пересечения линии, обозначенной конусами, и ждал, когда автомобиль полностью остановится. Такую процедуру испытатель повторял шесть - восемь раз. И не забывал остужать тормоза на пути к месту старта - двигаясь со скоростью 40-50 км/ч и притормаживая только двигателем.
На мокрой дороге лучше всех проявили себя шины Nokian: тормозной путь Октавии составил 26,2 метра. Не более чем на полметра дальше она укатывалась на шинах Continental, Goodyear и Рігellі. Самый длинный тормозной путь дала Belshina: 31 метр. Разница с лидером - больше корпуса автомобиля!
На следующий день эксперты тормозили на сухом асфальте. Вновь перед замерами чистилось покрытие. На каждом комплекте шин они тормозили по пять-шесть раз со скорости 103-105 км/ч, а замер тормозного пути производился при падении скорости с 100 до 5 км/ч (по такой схеме оценивает тормозные свойства автомобилей и шин весь автомобильный мир). И еще одно важное отличие «сухого» торможения от «мокрого»: остужать тормоза приходится дольше - нужно удлинять петлю охлаждения на несколько сотен метров.
Здесь вперед вырывается Pirelli с результатом 37,5 метра. Nokian уступает почти метр, Continental и Goodyear - 0,4 и 0,3 метра соответственно. Belshina вновь в аутсайдерах: с результатом 42,9 метра она проигрывает лидеру почти пять с половиной метров.
Играем в шашки
Финальные упражнения - переставка на мокром покрытии и на сухом - самые сложные для водителей-испытателей. В завершающей фазе тестов их выполняют потому, что резина здесь стирается как наждаком.
Переставка, или смена полосы движения, - упражнение, имитирующее экстремальное маневрирование. Наиболее частая причина резкой смены полосы - неожиданно возникающее на дороге препятствие, которое приходится объезжать на скорости. Обычно сталкиваешься с этим в совершенно неожиданных местах, когда остается только один выход резко перестроиться. В этом упражнении оценивается комплекс поперечных сцепных свойств и уводных характеристик шин, четкость реакций автомобиля на данных шинах.
Размеры тестового коридора продиктовала жизнь: на наших дорогах стандартная ширина полосы движения составляет три с половиной метра. Но в выходном створе эксперты заузили коридор конусами так, чтобы при каждой попытке автомобиль шел по одной и той же траектории. На соседнюю полосу необходимо перестроиться на пути длиной всего 12 метров (в прошлом это стандартное упражнение, которое определял советский ГОСТ).
Задача испытателя - подобрать максимально возможную скорость выполнения упражнения. Автомобиль не должен сбить ни одного конуса, которыми ограничены полосы движения. Скорость во входном коридоре в одной и той же точке измеряет беспристрастный VBOX. A водитель-испытатель во время экстремального маневрирования оценивает управляемость.
Обычно на каждом комплекте шин испытатель делает 15-20 подходов, достигая максимальной скорости и стараясь повторить предельный результат, дабы убедиться, что он не случаен.
На мокрой переставке Octavia была самой быстрой на шинах Goodyear (69 км/ч). «Группа поддержки» - Рігеllі и Continental, нa которых скорость выполнения маневра упала лишь на 0,5 км/ч. Самая неторопливая Belshina (61 км/ч), а компанию ей составила покрышка GT Radial (61,5 км/ч).
Восемь баллов за управляемость на мокрой дороге во время переставки эксперты дали шинам Nokian, Nordrnan, Pirelli и Тоуо: Skoda нa этих шинах демонстрировала четкие реакции и понятное поведение. Хуже других переносит экстремальное маневрирование GT Radial. Ha них Octavia как-то неожиданно уплывала в глубокий занос, долго скользила и восстанавливала траекторию неохотно. Если машина обута в эти шины, эксперты не советуют резко крутить рулем - можно ее «потерять».
На сухом асфальте победили шины Nokian - 69,7 км/ч. На самую малость отстал Continental - 69,1 км/ч. А на противоположном конце - вновь Belshina с результатом 65,9 км/ч.
После проверки «экстремальной» управляемости на сухой дороге расклад немного изменился. Восьмерок удостоились те же шины, что и на мокрой дороге,- Nokian, Nordman, Pirelli и Тоуо. И примкнувший к ним Hankook. Примечательно, что поведение покрышек GT Radial на сухой дороге эксперты оценили значительно выше (семь баллов), чем на мокрой. Слабохарактерными в таких условиях оказались Belshina и Matador, которые заработали лишь по шесть баллов: задержки в реакциях, большие углы поворота руля, избыточная поворачиваемость (склонность к заносу) во втором коридоре.
Правим балл
В этом сезоне экспертная группа журнала ЗР слегка модернизировала систему подсчета итоговых баллов.
Ранее минимальный тормозной путь «весил» 180 и 160 баллов для мокрого и сухого покрытий соответственно, а максимум для скорости на переставке составлял 160 и 140 баллов. Теперь же «развесовка» такова: максимум для оценки тормозных свойств составляет 260 и 240 баллов (для мокрого и сухого покрытий), а для предельной скорости на переставке - 80 и 60 баллов. В итоге соотношение тормозных свойств и управляемости получилось более сбалансированным и логичным с точки зрения безопасности. Суммарный «вес» тормозного пути на мокром асфальте и на сухом теперь составляет 500 баллов, а «вес» поведения автомобиля при маневрировании - 330 баллов: это сумма «весов» скорости на переставке (80 + 60 = 140 баллов), оценки управляемости (80 + 60 = 140 баллов) и оценки курсовой устойчивости (50 баллов).
B связи с такими изменениями в системе итогового подсчета эксперты решили чуть снизить рубеж для звания «хорошие шины» - теперь это 840 баллов.
Марка, модель | 12 место | 11 место | 9-10 место | 9-10 место | |
Belshina Artmotion (Bel-261) | GT Radial Champiro FE1 | Matador Elite 3 (MP 44) | Cordiant Sport 3 | ||
Страна изготовления | Белоруссия | Китай | Россия | Россия | |
Индексы нагрузки и скорости | 91H | 91H | 91H | 91V | |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7.9-8.0 | 6.9-7.5 | 8.0-8.5 | 7.3-7.8 | |
Твердость резины по Шору, ед. | 74 | 69 | 71 | 76 | |
Масса шины, кг | 9.0 | 8.8 | 7.8 | 8.9 | |
Безопасность: Замеры сцепных свойств | |||||
Тормозной путь (80-5 км/ч) на мокром асфальте (Максимум 260 баллов) | м | 31.0 | 28.5 | 28.9 | 27.8 |
баллы | 219.7 | 239.0 | 235.7 | 245.0 | |
Тормозной путь (100-5 км/ч) на сухом асфальте (Максимум 240 баллов) | м | 42.9 | 39.6 | 41.3 | 40.5 |
баллы | 209.8 | 227.3 | 217.9 | 222.2 | |
Скорость выполнения переставки на мокром асфальте (Максимум 80 баллов) | км/ч | 61.0 | 61.5 | 62.3 | 63.3 |
баллы | 70.7 | 71.3 | 72.2 | 73.4 | |
Скорость выполнения переставки на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) | км/ч | 65.9 | 67.8 | 68.6 | 67.1 |
баллы | 56.7 | 58.4 | 59.1 | 57.8 | |
Поведение: Экспертная оценка | |||||
Управляемость во время экстремального маневрирования на мокром асфальте (Максимум 80 баллов) | баллы | 48 | 40 | 56 | 48 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) | баллы | 36 | 42 | 36 | 42 |
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (Максимум 50 баллов) | баллы | 30 | 30 | 30 | 30 |
Преодоление подъема по грунтовой дороге (Вне зачета) | баллы | 6 | 5 | 7 | 7 |
Комфорт: Экспертная оценка | |||||
Уровень внутреннего шума (Максимум 30 баллов) | баллы | 18 | 15 | 21 | 21 |
Плавность хода (Максимум 30 баллов) | баллы | 18 | 15 | 21 | 18 |
Экономичность: Расход топлива | |||||
Расход топлива при 90 км/ч (Максимум 60 баллов) | л/100км | 6.2 | 6.0 | 6.0 | 6.3 |
баллы | 58.1 | 60 | 60 | 57.1 | |
Расход топлива при 60 км/ч (Максимум 50 баллов) | л/100км | 4.6 | 4.2 | 4.2 | 4.7 |
баллы | 45.7 | 50 | 50 | 44.7 | |
Сумма начисленных баллов | 811 | 848 | 859 | 859 | |
Плюсы | Умеренный расход топлива на скорости 90 км/ч; невысокая цена | Высокая топливная экономичность; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте | Высокая топливная экономичность; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте | Стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте | |
Минусы | Худшие сцепные свойства; сложная управляемость при экстремальном маневрировании; замечания по поводу курсовой устойчивости и комфортности | Низкие сцепные свойства и проблемная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте; замечания по поводу курсовой устойчивости; самые жесткие и шумные | Посредственные тормозные свойства; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на сухой дороге; замечания по поводу курсовой устойчивости | Худшая экономичность; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте; замечания по поводу курсовой устойчивости и плавности хода |
Марка, модель | 8 место | 7 место | 6 место | 5 место | |
Kumho Ecowing ES01 KH27 | Toyo Proxes CF2 | Nordman SX2 | Hankook Kinergy Eco | ||
Страна изготовления | Китай | Япония | Россия | Венгрия | |
Индексы нагрузки и скорости | 91V | 91H | 91H | 91V | |
Глубина рисунка по ширине, мм | 6.6-7.1 | 7.0-8.4 | 7.8-8.1 | 7.7-8.0 | |
Твердость резины по Шору, ед. | 69 | 71 | 74 | 72 | |
Масса шины, кг | 8.7 | 8.7 | 7.9 | 8.4 | |
Безопасность: Замеры сцепных свойств | |||||
Тормозной путь (80-5 км/ч) на мокром асфальте (Максимум 260 баллов) | м | 27.0 | 28.0 | 27.2 | 27.1 |
баллы | 252.3 | 243.3 | 250.4 | 251.4 | |
Тормозной путь (100-5 км/ч) на сухом асфальте (Максимум 240 баллов) | м | 40.9 | 39.6 | 39.9 | 39.0 |
баллы | 220.0 | 227.3 | 225.6 | 230.8 | |
Скорость выполнения переставки на мокром асфальте (Максимум 80 баллов) | км/ч | 65.5 | 64.7 | 65.5 | 67.9 |
баллы | 75.9 | 75.0 | 75.9 | 78.7 | |
Скорость выполнения переставки на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) | км/ч | 68.4 | 67.0 | 68.4 | 68.8 |
баллы | 58.9 | 57.7 | 58.9 | 59.2 | |
Поведение: Экспертная оценка | |||||
Управляемость во время экстремального маневрирования на мокром асфальте (Максимум 80 баллов) | баллы | 56 | 64 | 64 | 56 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) | баллы | 42 | 48 | 48 | 48 |
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (Максимум 50 баллов) | баллы | 35 | 35 | 35 | 35 |
Преодоление подъема по грунтовой дороге (Вне зачета) | баллы | 5 | 5 | 6 | 5 |
Комфорт: Экспертная оценка | |||||
Уровень внутреннего шума (Максимум 30 баллов) | баллы | 18 | 18 | 21 | 21 |
Плавность хода (Максимум 30 баллов) | баллы | 18 | 18 | 21 | 24 |
Экономичность: Расход топлива | |||||
Расход топлива при 90 км/ч (Максимум 60 баллов) | л/100км | 6.2 | 6.2 | 6.3 | 6.2 |
баллы | 58.1 | 58.1 | 57.1 | 58.1 | |
Расход топлива при 60 км/ч (Максимум 50 баллов) | л/100км | 4.4 | 4.4 | 4.5 | 4.4 |
баллы | 47.7 | 47.7 | 46.7 | 47.7 | |
Сумма начисленных баллов | 882 | 892 | 904 | 910 | |
Плюсы | Неплохие тормозные свойства на мокром асфальте | Понятная управляемость при экстремальном маневрировании как на сухом, так и на мокром асфальте | Понятная управляемость при экстремальном маневрировании как на сухом, так и на мокром асфальте | Высокая скорость и понятная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте; лучшая плавность хода | |
Минусы | Замечания по поводу плавности хода и шумности | Невысокая скорость в выполнении переставки на сухой дороге; замечания по поводу комфортности | Повышенный расход топлива на скорости 90 км/ч; незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, плавности хода и шумности | Незначительные замечания в адрес курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании на мокром асфальте и шумности |
Марка, модель | 3-4 место | 3-4 место | 1-2 место | 1-2 место | |
Goodyear EfficientGrip Performance | Continental ContiPremiumContact 5 | Pirelli Cinturato P1 Verde | Nokian Hakka Green 2 | ||
Страна изготовления | Германия | Чехия | Турция | Россия | |
Индексы нагрузки и скорости | 91V | 91H | 91V | 95H | |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7.6-8.1 | 7.5-8.1 | 7.5-8.0 | 7.8-8.3 | |
Твердость резины по Шору, ед. | 73 | 73 | 72 | 73 | |
Масса шины, кг | 7.4 | 7.8 | 8.1 | 7.7 | |
Безопасность: Замеры сцепных свойств | |||||
Тормозной путь (80-5 км/ч) на мокром асфальте (Максимум 260 баллов) | м | 26.7 | 26.6 | 26.4 | 26.2 |
баллы | 255.1 | 256.1 | 258.0 | 260 | |
Тормозной путь (100-5 км/ч) на сухом асфальте (Максимум 240 баллов) | м | 37.8 | 37.9 | 37.5 | 38.4 |
баллы | 238.1 | 237.5 | 240 | 234.4 | |
Скорость выполнения переставки на мокром асфальте (Максимум 80 баллов) | км/ч | 69.0 | 68.5 | 68.7 | 67.8 |
баллы | 80 | 79.4 | 79.7 | 78.6 | |
Скорость выполнения переставки на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) | км/ч | 68.9 | 69.1 | 68.9 | 69.7 |
баллы | 59.3 | 59.5 | 59.3 | 60 | |
Поведение: Экспертная оценка | |||||
Управляемость во время экстремального маневрирования на мокром асфальте (Максимум 80 баллов) | баллы | 56 | 56 | 64 | 64 |
Управляемость во время экстремального маневрирования на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) | баллы | 42 | 42 | 48 | 48 |
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (Максимум 50 баллов) | баллы | 35 | 35 | 40 | 40 |
Преодоление подъема по грунтовой дороге (Вне зачета) | баллы | 6 | 6 | 5 | 6 |
Комфорт: Экспертная оценка | |||||
Уровень внутреннего шума (Максимум 30 баллов) | баллы | 21 | 21 | 21 | 21 |
Плавность хода (Максимум 30 баллов) | баллы | 21 | 21 | 18 | 21 |
Экономичность: Расход топлива | |||||
Расход топлива при 90 км/ч (Максимум 60 баллов) | л/100км | 6.3 | 6.2 | 6.2 | 6.2 |
баллы | 57.1 | 58.1 | 58.1 | 58.1 | |
Расход топлива при 60 км/ч (Максимум 50 баллов) | л/100км | 4.4 | 4.5 | 4.6 | 4.5 |
баллы | 47.7 | 46.7 | 45.7 | 46.7 | |
Сумма начисленных баллов | 912 | 912 | 932 | 932 | |
Плюсы | Наивасшая скорость выполнения переставки на мокром асфальте, высокая - на сухом; высокие сцепные свойства на сухой дороге | Высокие тормозные свойства на сухой дороге; высокая скорость в выполнении переставки как на сухом, так и на мокром асфальте | Лучшие сцепные свойства на сухом асфальте, высокие - на мокром; высокие сцепные свойства и понятная управляемость при экстремальном маневрировании; хорошая курсовая устойчивость | Лучшие тормозные свойства на мокром асфальте; лучшая скорость выполнения "сухой" переставки; четкое следование курсу; понятная управляемость при экстремальном маневрировании | |
Минусы | Не способствуют экономии топлива на высокой скорости; незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании и комфортности | Незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании и комфортности | Замечания по поводу шумности; незначительные замечания касательно плавности хода | Незначительные замечания по поводу комфортности |
Что в рейтинге тебе моем?
Первое и второе места поделили шины Nokian Hakka Green 2 и Рігеllі Cinturato P1 Verde, набравшие по 932 балла. Эти шины практически лишены недостатков.
Подиум на этот раз эксперты журнала ЗР вынужденно расширили до четырех мест - третью и четвертую ступеньки на нем заняли покрышки Continental ContiPremiumContact 5 и Goodyear EfficientGrip Performance, заработавшие по 912 баллов. Их тоже не в чем упрекнуть, если не обращать внимания на мелкие придирки экспертов.
В категорию отличников (900 баллов и более) пробились еще две шины - Hankook Kinergy Eco (910 баллов) и Nordman SX 2 (904 балла). Первая заслуживает эпитета «самая мягкая шина теста», а вторая поспорит с лидерами по управляемости во время экстремальных маневров. Скромная цена при отличном итоговом результате - выгодные покупки!
На седьмом и восьмом местах расположились очень хорошие шины Тоуо Proxes CF2 и Kumho Ecowing ES01, набравшие 892 и 882 балла соответственно. Основной их недостаток - невысокий уровень комфорта. Если этот показатель не принципиально важен, то… почему бы и нет?
Девятое и десятое места делят Cordiant Sport 3 и Matador Elite 3, хорошисты данного теста. У них много общего: обе шины - третьего поколения, российского производства и обе набрали по 859 баллов. И недостатки схожие: скромные сцепные свойства и сложная управляемость при экстремальных маневрах. Но если без фанатизма, то вполне можно ездить. Причем Matador более соблазнителен, поскольку дешевле и способствует экономии топлива.
Еще один хорошист, набравший 848 итоговых баллов, - шина GT Radial Champiro FE1. Шумная и жесткая, не любит экстремальных маневров на мокрой дороге, но экономит топливо в любых режимах не хуже Матадора. Да и продается недорого.
Нашу табель о рангах завершает – как в ценовом, так и в техническом смысле - откровенно бюджетная Belshina Artmotion (811 баллов). Впрочем, одновременно она оказалась лучшей по соотношению цены и качества. Иными словами, не настолько эта шина хуже конкурентов, насколько дешевле.
Материал теста подготовлен с использованием статьи издания "За рулем".