Как продлить срок службы аккумулятора?

Обслуживание аккумулятора

Содержание


Введение


Период эксплуатации обычного малосурьмянистого или кальциевого аккумулятора автомобиля обычно не превышает 4-5 лет. Исключения редки, и окружающие, как правило, относятся с недоверием к собеседнику, заявляющему, что его батарея служит уже по меньшей мере лет семь и он даже не думает покупать новый. Легче всего списать все на хвастовство или везение – зачастую все зависит от ухода и бережливого отношения к изделию, что характерно скорее для автолюбителей еще советской закалки, чем для современных. Если ухаживать за устройством должным образом и не допускать перезарядов и глубоких разрядов, то «жизнь» АКБ можно продлить на два года, а иногда и больше.

Если вы тоже задумываетесь о том, как правильно эксплуатировать аккумуляторную батарею, чтобы увеличить ее срок службы, то эта статья для вас.

Почему аккумулятор теряет заряд?


замеры аккумулятора

Есть несколько распространенных причин, почему даже новый кальциевый АКБ можно «убить» в течение года.

  • Несоответствие температурному режиму. Из-за повышенного электропотребления автомобиля далеко не все устройства смогут корректно работать в условиях сильного холода или жары. Во время долгого пребывания на солнце жидкость внутри может начать испаряться, что приведет к оголению пластин и сульфатации. Если аккумулятор не приспособлен к морозам, то любые крайние температуры или их сильные перепады будут губительно действовать на него, особенно если машина эксплуатируется ежедневно и в режиме коротких поездок. Холодный пуск дополнительно заберет энергию из устройства для запуска замерзшего двигателя. Плюс в мороз электролит становится вязким и кристаллизуется, чем мешает прохождению заряда.

  • Неподходящие характеристики автомобиля. Универсального АКБ не существует в природе. Машине с бортовым компьютером, кондиционером, мощной стереосистемой и другими техническими штучками точно не подойдет слабая малосурьмянистая модель, которая «сдаст» очень быстро от постоянных недозарядов и глубоких разрядов, тут придется выбирать среди дорогих кальциевых батарей или присмотреться к гелевым.

  • Утечка тока. Не секрет, что для современного автомобиля устанавливают множество электроники, для которой основным источником энергии выступает аккумулятор. Утечка тока в оставленной во дворе машине может произойти из-за некачественной сигнализации, которая в обычном режиме потребляет 20-30 миллиампер в час, а во время утечки расход может скакнуть до 200 миллиампер в час. За ночь такая проблемная сигнализация может полностью израсходовать АКБ, а утренний холодный пуск довершит дело.

  • Повышенное использование электроэнергии. Постоянное прослушивание громкой музыки с сабвуферами, усилителями и другими техническими девайсами приведет ровно к одному – генератор может не справиться с нагрузкой и начнет брать энергию из аккумулятора, а если музыку слушать с выключенным двигателем, то энергия начнет поступать напрямую из АКБ, и тот быстро сядет.


автомобильная акустика

  • Перезаряд, глубокий разряд, перепады тока. Причина первого – это слишком высокое напряжение в электроцепи. Особенно он опасен для «жизни» гелевых аккумуляторов. Глубокий разряд возникает из-за сильной нагрузки от электроники автомобиля, частых коротких поездок и других причин, в результате которых у аккумуляторов нет возможности восстановить свой заряд. Несколько таких разрядов может безвозвратно «посадить» 80% емкости кальциевого АКБ или AGM. Скачки тока возникают в авто с плохой проводкой или нестабильными электросетями – особенно этим грешат отечественные автомобили. Хуже всего перепадам сопротивляются гелевые батареи.

  • Короткое замыкание. Может возникнуть из-за запущенного состояния клемм – когда на них образуются сульфаты или ржавчина. Или из-за осыпания пластин аккумулятора, но это является следствием выкипания электролита.


короткое замыкание аккумулятор

  • Городская среда. Или же короткие ежедневные поездки по 20-30 минут, стояние в пробках, где часто выключают и включают зажигание – все то, без чего нельзя представить жизнь типичного автовладельца в современным мегаполисе. Это постоянно нагружает АКБ и не дает ему как следует восстановить уровень заряда. В результате от постоянного недозаряда у него может серьезно уменьшится емкость и долговечность.


Каждый из этих причин и несколько одновременно начнут быстро или постепенно укорачивать срок службы аккумулятора. Чтобы предотвратить порчу устройства, читайте далее список самых эффективных способов облегчить работу АКБ и продлить его «жизнь».

Способы продлить срок службы аккумулятора автомобиля


Обслуживание аккумулятора

Самое простое – держать устройство в чистоте и регулярно осматривать на предмет разнообразных проблем и повреждений. Грязь, пыль, потеки масла и электролита чем дольше остаются на корпусе АКБ, тем вероятнее, что они образуют цельный слой, через который может проходить ток, а значит, он станет источником дополнительных трат энергии и замыканий, которые в конечном итоге могут поспособствовать порче устройства.

Не допускать переворачиваний, вибраций и ударов

​​

Автомобильный аккумулятор – это очень тонкое устройство, которое крайне чувствительно к условиям сильной тряски и особенно к переворачиваниям, так как активная масса может осыпаться на дно банки, спровоцировав короткое замыкание или даже возгорание. Более защищенными от этого являются AGM и гелевые АКБ, но и их не стоит «вращать» без веской причины.

Не давать напряжению опускаться ниже 10,8 В


Очень опасным для аккумулятора является простои в разряженном состоянии. В случае потери напряжения, в разряженном АКБ начнет падать плотность и расти сульфатация пластин. Это чревато их разрушением, а также тем, что даже на слабом морозе жидкий электролит начнет кристаллизоваться и хуже пропускать заряд.

Диагностика аккумулятора


Заряжать устройство до 100%


Регулярные профилактические зарядки АКБ важны, особенно если вы живете в регионе с длительными, суровыми зимами и практикуете короткие поездки до работы и домой, в промежутках между которыми машина простаивает на морозе. Их придется проводить, как минимум, раз в пару месяцев, чтобы не дать батарее потерять заряд окончательно, или же хотя бы раз в неделю отдайте езде 40 минут и больше, чтобы дать батарее поднабрать недополученный заряд.

Пользоваться рекомендуется не автоматическими зарядниками, лучше купить специальное программируемое зарядное устройство. Зарядите устройство до вожделенных 100% с напряжением в 12,7 В и без сильных потерь жидкости. Операцию лучше проводить в импульсном режиме при температуре 20-25 оС в сухом помещении и с полностью отогретым устройством. В результате правильной зарядки срок службы аккумулятора повысится в 1,5-2 раза.

Ездить зимой по правилам


В холодное время года АКБ испытывает экстремальные нагрузки не только в условиях низких температур, но и из-за повышенного числа электроприборов (от печки до обогрева сидений). А значит эксплуатировать его следует, придерживаясь определенных принципам, чтобы не налагать на и так загруженное устройство лишние сложности:

  • Отказаться от режима коротких поездок (20-30 минут с многочасовыми промежутками) или свести их к минимуму (раз в неделю ездить на автомобиле дольше 40 минут).

  • Если стартер не может запустить двигатель с первого раза (или на это требуется дольше 10-15 секунд), то в ближайшее время автомобиль лучше отдать в ремонт. Между попытками должно пройти 2-3 минуты.

  • Не пытаться использовать разряженную батарею.

  • АКБ также необходимо «прогревать» как и двигатель – перед зажиганием, включите дальний свет на 30 секунд.

  • Перед зажиганием выжимать сцепление, чтобы разъединить двигатель и трансмиссию – так можно немного снизить нагрузку на стартер.

Выпустить гремучие газы из аккумулятора


Когда зарядка АКБ подойдет к концу, жидкость внутри разделится на составляющие элементы, обратившись взрывоопасным гремучим газом, который может даже разорвать корпус аккумулятора, если от него вовремя не избавиться. Если модель обсуживаемая, то открутите крышки банок и дайте газам покинуть короб, а потом почистите отверстия от лишнего налета. На необслуживаемых батареях нужно регулярно чистить клапан VRLA. Во время всех операций с аккумулятором запрещается курить вблизи него и проводить операции в непроветриваемом помещении.

обслуживание акб


Восполнять уровень электролита


Пластины и решетки типичного свинцово-кислотного аккумулятора находятся в банке, заполненной раствором серной кислоты, которая и выступает в качестве электролита. Без него сухая часть пластин начнет сульфироваться и осыпаться, что может привести к печальным последствиям. В результате упадет емкость, а цикл заряд-разряд будет проходить очень быстро, что приведет к скорому концу «жизни» АКБ. Более всего это актуально для сурьмянистых, малосурьмянистых и гибридных батарей, которые все еще нужно обслуживать и доливать дистиллированную воду. Однако, несмотря на заявления производителей, процесс выкипания жидкости все равно проходит и на кальциевых моделях, но медленнее, чем раньше, и в результате проблема никуда не исчезает, она просто накапливается со временем. Выкипание только ускорится, если допускать перезаряд: часть электролита газифицируется и испарится.

Обслуживание аккумулятора

Для обсуживаемых аккумуляторов решение очень простое: открыть специальные отверстия и восполнить уровень жидкости. Но как быть с необслуживаемыми моделями, где короб намертво запечатан? Однозначного ответа нет, ведь производителем невыгодно, чтобы автовладельцы всеми силами продлевали срок эксплуатации своим АКБ и откладывали покупку нового. Некоторые умельцы умудряются вскрывать короб, но это отдельная обширная тема со своими «за» и «против».

Чтобы не доводить батарею до кипения, приобретите мультиметр и контролируйте токи.

Проверить плотность электролита


Особенно актуально зимой для оптимизации морозостойкости аккумулятора. Полностью заряженный АКБ имеет плотность в 1,27 г/см, и определять ее нужно после каждой полной зарядки. Чем ниже этот показатель, тем ниже заряд самого устройства и тем быстрее кристаллизуется электролит: при плотности в 1,21 г/см он замерзнет при -32 оС, а при снижении плотности до 1,13 г/см электролит начнет вязнуть уже при -9 оС.

Почистить клеммы


Окисление клемм происходит в основном из-за паров электролита, которые поднимаются через микротрещины в корпусе АКБ. Последние могут возникнуть из-за слабого крепления к кузову автомобиля (об этом см. ниже). Также клеммы могут начать ржаветь или на их появляются потеки электролита.

налет на клеммах

Налет является причиной плохого пятна соприкосновения, трудного прохождения заряда и некачественной токоотдачи. Чтобы помочь деятельности аккумулятора, клеммы придется зачистить наждачной бумагой с мелкой крошкой и обработать раствором нашатырного спирта. Для чистки также можно использовать старую зубную щетку, смоченную смесью пищевой соды и воды. После смесь придется смыть холодной водой и насухо вытереть клеммы чистой тканью, потом крепко затянуть. Чтобы продлить срок эксплуатации АКБ, их можно покрыть специальным средством для контактов. Микротрещины на корпусе вокруг клемм нужно обработать композитным клеем.

Проводить десульфатацию


Этот процесс контрольно-тренировочных циклов «разряд-заряд», при котором растворяются крупные сульфаты свинца. Он позволяет успешно восстанавливать емкость аккумулятора, но и требует специальных знаний и очень тонкой настройки оборудования (например, минимальное напряжение при разрядке должно быть 11,5 В). Такую процедуру не стоит проводить чаще одного раза в год, но и даже такая периодичность может существенно продлить срок «жизни» АКБ.

Проверить состояние генератора, стартера и бортовой сети


Целостность всех элементов бортовой сети – гарантия стабильной и бесперебойной работы аккумулятора, а также его долговечности. Любые неполадки могут поспособствовать излишнему сопротивлению для аккумулятора, и пока он преодолевает препятствие, полезный период эксплуатации становится короче.

Генератор отвечает за восполнение заряда аккумулятора, а стартер запускает двигатель. Поломка обоих часто становится причиной недозаряда или перезаряда, а значит, снижения срока службы АКБ холодов, осыпания пластин и сульфатации. Проблемы могут быть самые разные: от стершегося ремня до неполадок реле-регулятора. Если вовремя не озаботиться ремонтом, то потенциально неплохой аккумулятор можно «убить» за пару недель.

Прочно закрепить устройство на посадочном месте


Следует проверить насколько крепко аккумулятор прикреплен к кузову. Некоторые водители убирают его, чтобы расширить свободное пространство, чем только вредят своему АКБ, так как постоянная тряска и вибрация постепенно разрушает его пластины, способствует их осыпанию и появлению микротрещин на корпусе.

установка аккумулятора

Заключение


На будущее всегда проверяйте выключена ли электроника на борту, прежде чем оставить автомобиль на ночь. Работающие фары, кондиционер и обогреватель могут лишить аккумулятор заряда в ноль, а несколько таких глубоких разрядов вполне могут оставить вас вовсе без работоспособного АКБ.

Если автомобиль не планируется использовать в течение продолжительного периода времени, то и аккумулятор от него не следует хранить под капотом, а лучше снять его с машины, полностью зарядить и положить отдельно, чтобы избежать увеличенного саморазряда от автомобиля. Так он сохранится в изначальном состоянии намного дольше.

Уже отработавший АКБ лучше сдать в утиль, чем бросать его на свалке. Пользуйтесь нашими советами, чтобы ваш новый аккумулятор служил вам верой и правдой долгие годы. Качественное устройство с высокими характеристиками и стойкостью к холодам вы можете заказать на сайте BlackTyres. Для вас в каталоге представлены свежие модели от лучших мировых и отечественных брендов.

Клиенты довольны
09.04.2024

Четкость, вежливость, клиентоориентированность.

01.04.2024

Всё прошло, как и должно быть. Заявка и своевременная доставка до пункта самовывоза. На момент заказа самая лучшая цена на шины. Рекомендую!!!

01.04.2024

Доставка за пределы Москвы (Ярославская область) 300 рублей!!! Да ещё и прямо к дому привезли, я такое первый раз встречаю, спасибо за это огромное!!! Менеджер с которым я оформлял заказ и доставку крайне приятная и грамотная (ей отдельное спасибо), оплата при получении, что также для меня лично было важно. Срок доставки кратчайшие, все в срок. По отношению к компании вообще никаких вопросов, все просто шикарно!!!

Все отзывы
Мобильная версия сайта
Мы используем файлы cookie и другие технологии для вашего удобства. Подробнее
Хорошо