Срок эксплуатации автомобильного аккумулятора

Установка аккумулятора

Содержание



Введение


Прежде чем покупать новый автомобильный аккумулятор, важно знать как много времени он прослужит. Каждая модель от кальциевого до продвинутого AGM имеет свой минимальный и максимальный срок эксплуатации, который заранее предусмотрен изготовителем. Год, месяц и день выпуска легко найти на корпусе производства – далее от автолюбителя потребуется лишь определиться, аккумулятор с какой долговечностью нужен на замену родному.

В статье пойдет речь о том, на долго ли рассчитан тот или иной тип аккумулятора, а приведем пару советов о том, как продлить срок службы и избежать поломок.

Сколько может служить автомобильный аккумулятор?


автомобильный аккумулятор

Эксплуатационный период зависит от вида устройства, но средний срок службы для большинства аккумулятора, за который он будет стабильно вырабатывать и отдавать электроэнергию, составляет 3-5 лет. Однако это не означает, что он не может служит меньше или дольше – все определяют условия использования. По ГОСТу большинство производителей дают гарантию стабильной работы в 1-2 года. Качество же дальнейшего использования полностью ложится на плечи владельца, и ни одна фирма не сможет дать точных гарантий. Если же АКБ попал на полку магазина уже бракованным, то проблема заявит о себе в первые месяц-два после установки на автомобиль. Если это оригинальный продукт, а не подделка, то на него распространяются гарантия. Дешевые китайские устройства, если и имеют гарантийные обязательства, то они, как правило, не превышает одного года, а служат такие устройства немногим дольше. Соответственно на поддельные аккумуляторы никакой ГОСТ или положения иного нормативного документа вообще не распространяются, и вы покупаете их на свой страх и риск.

Всего существует семь основных разновидностей авто аккумуляторов:

  • Сурьмянистые (Sn) – самые слабые свинцово-кислотные батареи, имеющие наименьший срок эксплуатации в 2-4 года.

  • Малосурьмянистые – их мощность и емкость чуть больше, и соответственно долговечность может доходить до 5 лет.

  • Кальциевые (Ca/Ca) – по своим показателям емкости и пускового тока они превосходят своих сурьмянистых собратьев, а также намного дольше и стабильнее способны сохранять свои полезные свойства. Их средний срок службы 5-6 лет.

  • Гибридные (Sn/Ca, Ca+) – по своим свойствам промежуточный вариант между малосурьмянистыми и кальциевыми свинцово-кислотными АКБ. Служат в среднем 4 года.

  • EFB – улучшенная разновидность гибридного аккумулятора со сроком службы в 6-7 лет.

  • Гелевые – новая технология, которая существенно улучшает показатели пускового тока, емкости и продолжительности работы, которая может доходить до 15 лет;

  • AGM – подтип гелевых аккумуляторов, они служат чуть меньше, – 8-10 лет, – что все равно существенно дольше чем, у кальциевых и гибридных аккумуляторов.


Все эти цифры достаточно условны, так как ни один производитель или эксперт специального теста не сможет предсказать в каких условиях и с какой интенсивностью будет использоваться аккумулятор. О том, что оказывает влияние на реальный (именно реальный, а не гарантийный) срок эксплуатации, речь ниже.

Сигналом о том, что жизнь АКБ уже подходит к концу, служит низкое напряжение под нагрузкой, быстрый заряд и быстрый разряд. Если устройство показывает меньше 8,5 В во время запуска двигателя, то уже очевидно, что половина емкости уже потеряна.


Что влияет на срок службы?


Как долго будет служить аккумулятор, зависит от ряда причин, и не все автовладельцы могут самостоятельно определить, почему у них «летит» одно устройство за другим. Чаще всего это именно человеческий фактор, или по-простому халатность водителя. Если у человека под капотом стоит необслуживаемый кальциевый аккумулятор, то большинство водителей сразу же о нем забывает, а вспомнить о том, что аккумулятор – это тоже устройство со своими требованиями, его заставит отказавший стартер или короткое замыкание.


Заряд


заряд аккумулятора

Уровень заряда выступает одним из частых причин быстрого выхода из строя аккумуляторов. Иногда устройство с неподходящими автомобилю характеристиками вызывает как нестабильность в работе, так и быстрое «выгорание». Прежде чем покупать новую модель, обязательно посмотрите технический паспорт автомобиля и сравните с характеристиками АКБ на его поверхности.

Частые полные разряды также ухудшают полезные свойства и являются распространенной причиной ухудшения долговечности вне зависимости от вида. Есть типы, которые хорошо сопротивляются разрядам, есть такие для которых полный разряд почти смертелен, но в любом случае полная разрядка АКБ обязательно принесет вред.

Еще одна проблема – это перезаряд, который случается если в цепи слишком высокое напряжение. Для гелевых аккумуляторов сильный перезаряд очень опасен.

Особенно тщательно следить за уровнем заряда следует автовладельцам, у которых на борту установлено большое количество разнообразной электроники (сигнализация, бортовой компьютер, кондиционер и т.д.) Такие машины обладает повышенной электропотребляемостью и включение несколько «прожорливых» приборов во время короткой поездки не даст энергии быстро восстановиться и возникнет недозаряд. Эта проблема актуальна для жителей больших городов, где поездки часто продолжаются не более 30 минут.


Короткое замыкание


короткое замыкание аккумулятора

Оно может привести к тому, что аккумулятор полностью выйдет из строя – окончательно и бесповоротно. Но если АКБ «повезет» и он переживет короткое замыкание, долгие годы он прослужит очень вряд ли. Основная причина КЗ – это бракованные или запущенные детали – например, сильно ржавые или сульфированные. Со старой батареи часто осыпается паста, что вызовет замыкание разноименно заряженных частиц, так что поломка или в лучшем случае снижение срока службы вам обеспечены.


Температурный режим


аккумуляторы зимой

Мороз, жара, резкие перепады температур всегда негативно воздействуют на работу любого устройства и аккумулятор здесь не исключение. Порой зимой они работают на пределе своих возможностей, короткие поездки в это время года особенно губительны для них. Сильный холод заставляет электролит (вещество, которое омывает пластины АКБ) кристаллизоваться – вязнуть, что начнет сильно мешать прохождению заряда и способствовать уменьшению долговечности. Есть специальные аккумуляторы с повышенной емкостью и пусковыми токами – такие больше приспособлены для работы суровой зимой.

Наоборот, сильная жара приводит к ускоренному выкипанию жидкости и оголению пластин, а значит, и к их осыпанию, а это чревато короткими замыканиями и даже возгоранием. Особенно это опасно для устройств, содержащих сурьму, так как они принадлежат к классу обслуживающих аккумуляторов, в которых расход жидкости происходит постоянно, пока устройство работает.

Любые крайние температуры и городская среда приводят к сокращению долговечности АКБ. Из-за действия особо низких или особо высоких температур происходит понижения емкости, порча электродов, деформация корпуса и коррозия.


Сульфатация


Сульфатация аккумулятора

Налет, или окисление пластин АКБ, возникает из-за недостатка напряжения на электродах даже в том случае, если оно пропускается довольно долго. Это может быть вызвано резким повышением температуры и, как следствие, увеличением плотности электролита. Проблемы начинаются если напряжение падает ниже 10,8 В. Пока батарея разряжается, падает плотность, а пластины покрываются налетом.


Полезные советы: как увеличить срок эксплуатации аккумулятора


Если говорить об увеличении периода годности, то есть несколько принципов правильного использования АКБ. Для этого придется на регулярной основе заняться диагностикой, как аккумуляторной батареи, так и самой машины.

Чтобы аккумулятор работал дольше, важно постоянно следить за уровнем электролита и не давать ему выкипать. Большинство кальциевых и высокотехнологичных гелевых устройств лишены необходимости обслуживать устройство – у них даже нет специального отверстия и возможности открыть крышку. Это не решает проблему выкипания – постепенно этот процесс все же идет, но из-за герметичной крышки водитель просто лишен возможности исправить положение и хотя бы долить дистиллированную воду. Так что особенно это актуально для сурьмянистых, малосурьмянистых и гибридных аккумуляторов, в сам принцип использования которых заложен принцип обслуживаемости – определения уровня жидкости, плотности и своевременного восполнения его уровня и т.д. Если пренебречь этим, то очень скоро пластины оголятся и начнут перегреваться, что спровоцирует сульфатацию.

Обслуживание аккумулятора

Есть хороший способ повысить долговечность аккумулятора, как минимум, на год или даже больше. Нужно хотя бы раз в месяц подзаряжать аккумулятор на небольших токах (1-2 А), даже если он полностью заряжен.

Заряжать аккумулятор нужно сугубо от стационарного зарядного устройства. Так вы не только позаботитесь о его долговечности, но еще и предотвратите возникновение сульфатов на пластинах АКБ. Оптимальным считается напряжение аккумулятора без нагрузки в 12,7 В. Если оно падает ниже, до 12,4, то батарею придется снять с автомобиля и зарядить внешним устройством.

Если оставляете легковой автомобиль в гараже на зиму, то обязательно отсоедините клеммы, и никогда не оставляйте машину надолго на морозе – так разряд произойдет быстрее и жидкость внутри замерзнет, что приведет к необратимому разрушению пластин.

Правильно отрегулированное реле – еще один принцип, по которому можно продлить срок службы устройства. Грамотный уровень напряжения должен быть настроен в пределе 13,8-14,4 В.

Автомобиль тоже придется наладить таким образом, чтобы стартер производил зажигание с «пол-оборота». Это уменьшит нагрузку на аккумулятор, ведь при запуске стартер и так потребляет мощность в несколько сотен ампер, что сильно нагружает его. Одна бесплодная попытка зажигания только подвергает АКБ дополнительной нагрузке. Если стартер не запускает мотор после третьего раза, то автомобилю срочно требуется ремонт или даже замена аккумулятора.

Ни в коем случае не переворачивайте устройство и не трясите его – это приведет к осыпанию пластин, короткому замыканию и поломке батареи. Специальные модели, выдерживающие тряску и вращение, существуют для использования на специальной технике для езды по бездорожью, но и их не стоит переворачивать без особой необходимости.


Заключение


уход за аккумулятором

Резюмируя все вышесказанное, еще раз отметим: важнее не увеличить, а сохранить гарантированный срок службы. Чтобы быть уверенным в его бесперебойной работе, придется тщательно следить за работой и знать все особенности и слабые места, которые могут даже «убить» аккумулятор на месте. Неплохо бы для начала знать, к какому типу принадлежит АКБ, какие у него характеристики и в каких погодных условиях его допускается использовать. В прошлых статьях уже назывались принципы правильного подбора аккумулятора по его характеристикам и освещалась тема года производства. Освоить все это крайне важно, чтобы точно купить хорошую модель и не тратиться потом на ремонт автомобиля или покупку нового источника энергии.

Определиться с выбором качественного аккумулятора можно в специальном разделе сайта BlackTyres. Заходите в каталог и выбирайте устройство, которое подойдет нуждам вашего автомобиля.

Клиенты довольны
23.04.2024

Единственное место в Москве, где были нужные мне шины, переобули в тот же день. Все четко и профессионально!

22.04.2024

Всё быстро, чётко, в срок. Спасибо!

22.04.2024

Спасибо большое, все пришло в срок и без всяких проблем.

Все отзывы
Мобильная версия сайта
Мы используем файлы cookie и другие технологии для вашего удобства. Подробнее
Хорошо