В размерах 205/55 R16 мы отобрали трех «отличников». Возглавляет этот список финн Nokian Hakkapeliitta 9, знакомый читателям еще по прошлогоднему тесту в размерности 195/65 R15, где он также занимал призовые места. Ему в спину дышит немец Continental IceContact 3: его главное достоинство – шип с алюминиевым корпусом. Эти ребята могут похвастаться аж двумя типами шипов на одной шине. Отечественный производитель не отстает от своих иностранных коллег: Michelin X-Ice North 4 полностью сварили в России и добавили ему больше двухсот пятидесяти шипов. Отличный результат!
Сегодня больше всего расходятся шины в среднеценовом диапазоне. Половина всех проданных шин – это наши «середнячки». Например, парочка, сделанная в России: Nordman 7 с финскими корнями и Yokohama iceGUARD iG65 родом из Японии. Оттуда же Toyo Observe Ice-Freezer, который сварили в Малазии. Знаком нам и немецкий Gislaved Nord*Frost 200. А вот Hankook Winter i*Pike RS2, гость из Южной Кореи, только недавно догнал лидеров.
Второе место по раскупаемости держат бюджетные шины – тут собралась почти четверть от всех представленных моделей, и их масса только растет. Среди них есть восточные представители: Roadstone WinGuard WinSpike из Южной Кореи и Sailun Ice Blazer WST3 из Китая. Есть здесь и российский производитель: Viatti Brina Nordico и Tunga Nordway 2.
По Техрегламенту нельзя ставить на шину больше 60 «коготков» на один погонный метр окружности. Так что в теории больше 119 штук размере 205/55 R16 для них «потолок». Укладываются в рамки только двое из участников нашего теста: Roadstone и Viatti, у которых 98 и 92 шипа соответственно. Им даже удалось уложиться и в скандинавский регламент – 50 шипов на метр.
Остальные решили немного обойти данное правило и пошли другим путем. Что в наших законах, что у скандинавов разрешено ставить и больше шипов, но при условии, если они не сильно портят дорожное покрытие.
Technotrac – это испытательный полигон, который корейцы из Hankook недавно возвели в финском Заполярье для тестов своей новой резины. Морозец в минус двадцать пять не давал соскучиться ни на минуту. Всю обновку проверяли на Volkswagen Golf, делали замеры на мерительном комплексе VBOX Racelogic, работающий на базе GPS-ГЛОНАСС. Непременным условием проверки была чистота покрытия – начинали с «базовых» шин и сравнивали их со следующими двумя-тремя комплектами.
Самая главная задача для любой шины – это уверенно пройти замерзшую трассу. На состязании первым делом смотрели на время разгона с места до 30 км/ч и на величину тормозного пути с 30 до 5 км/ч. Так оценивается продольное сцепление. Вот результаты: лучше всех показала себя шина Michelin с 250 шипами – и в разгоне, и при торможении у нее не было равных в скорости. Явный аутсайдер – Sailun с показателями вдвое с половиной ниже, чем у победителя.
Теперь о поперечном сцеплении. Лучше всех ледовый круг прошли Continental и Gislaved. Michelin от них отстал и взял второе место. Третее и последнее место за Toyo, ее результат хуже тройки лидеров на 15%.
Третий этап – управляемость на льду. Здесь Michelin не было равных. Гольф в этих шинах показывает чудеса отзывчивости и надежности. Даже наиболее скользкие участки не смогли выбить машину из колеи, всю трассу Гольф мог порадовать очень плавным ходом.
Hankook, Nokian и Continental показали себя неплохо, но им все же далеко до Michelin, и он заслуженно взял верх на ледяной трассе. А вот Tunga, Roadstone и Sailun провалились по всем фронтам! В начале проскальзываний они даже отказывались реагировать на повороты руля и нажатия на педаль газа, не говоря уже о запоздалой реакции и сильных скольжениях, что вообще не допустимо. Всем троим оценка «неуд».
Теперь переходим на заснеженный участок. Здесь будем замерять разгон с места до 40 км/ч и величину тормозного пути с 40 до 5 км/ч. Каждое испытание будет проходить на своем, «свежем» участке, где еще лежит снег.
Continental лидирует в этом раунде, пусть и ненамного. Michelin отстал от него на десятую долю секунды. Tunga и Roadstone плетутся сразу за ними – они разгонялись на 17% дольше. В торможении Michelin берет лидерство, Gislaved и Continental сразу за ним. В хвосте пристроилась Tunga – на 11% меньше фаворита. Не худший результат из возможных.
Смотрим на управляемость. Для начала Гольф поведут плавно, аккуратно огибая повороты, но под конец поддадут газку и погоняют машину боком. В обоих случаях лучше всего себя показал Michelin: его сильные стороны при езде по снегам – отзывчивость, предсказуемость, плавное скольжение и адекватная реакция на руль и изменение тяги. Хотелось бы придраться, но не к чему. И в спокойном стиле, и в агрессивном Michelin уверенно обошел конкурентов.
Кто точно не обрадовал – это Tunga. Ее основная проблема — это очень долгая реакция при заносах. Руль приходится прокручивать до упора, что провоцирует заносы еще больше. Вдобавок, когда равновесие устанавливается, машину выбивает в сторону. Та же проблема и у Sailun: она теряет контроль, стоит только шинам потерять сцепление с дорогой.
Далее двигаемся к другому упражнению – «переставка», где машина резко сменяет полосу движения. Тут нет никаких открытий, ведь Michelin снова на коне. Roadstone и Sailun здесь не обрадовали: слишком долгая реакция при заносах, слишком сильно приходится крутить «баранку», что провоцирует все новые неприятности с управлением и постоянные заносы. Особенно большие проблемы у Roadstone. Ее ощутимо сносит в сторону в самой первой фазе маневра, и водитель постоянно вынужден вращать руль, как бешенный. В реальной дорожной ситуации это не сулит ничего хорошего.
На новом этапе оценим устойчивость и то, как ведет себя автомобиль при плавном маневре на скорости в 100 км/ч. Выделилось аж четыре фаворита Continental, Toyo, Yokohama и Hankook. А вот Tunga разочаровала. Гольф в «тунгах» слишком долго думает, руль совсем не информативен, а водитель почти беспомощен при заносах. На такой высокой скорости одно неверное движение и автомобиль сойдет с трассы.
Под конец участники проходят самое зрелищное испытание: прохождение через сугробы. И вот перед нами четверка «танков»: Continental, Hankook, Nokian и Nordman. Все неплохо трогаются в высоком снегу, идут по прямой, совершают маневры и двигаются задом. Увы, но Tunga снова оказалась последней. Стоит Гольфу только остановиться в сугробе, как снова двинуться с места ему будет, ой, как не просто.
Подведем итоги «белых» тестов.
Лучше всех справился с испытаниями Michelin и он сделал это красиво: все же лидер в четырех упражнениях из семи. Можем с уверенностью сказать, что тут отлично поработал протектор и богатая россыпь шипов.
Второе место со значительным отрывом – Continental. Третье – Hankook, четвертое за Nokian. Далее идут проигравшие, и не спасли их шипы. У Nordman их целых 128, а у Yokohama 172, однако пятое и шестое место соответственно. Бледнее всего для своей среднеценовой группы смотрятся Gislaved и Toyo: седьмое и восьмое.
Оставшиеся Viatti, Roadstone, Tunga и Sailun замыкают наш список. Это «бюджетники», поэтому их скромные результаты вполне объяснимы. У первого меньше всего шипов – 92 штуки, остальные шины просто не справились ни со льдом, ни со снегом.
Проверить прочность шин на сухом асфальте мы решили на полигоне АВТОВАЗа, что в Тольятти. Апрель, температура за окном +8 – самое время для тестов.
Первым делом оценим топливную экономичность, совмещая прогревочный круг с оценкой курсовой устойчивости на скорости до 130 км/ч.
Увы, но порадовали лишь Gislaved и Nokian. Надежность, информативность, предсказуемая реакция – это про них. У Roadstone и Tunga нет ничего, кроме недостатков: слишком долгая реакция, заносы, запаздывающее подруливание, низкая информативность. Разгоняться на таких шинах просто опасно для жизни.
Экономичность мы считаем после пересчета результата с учетом поворотов «базовых» шин. Традиционно звание самых экономичных покрышек носят Nokian и Nordman, но сейчас к ним присоединились Hankook. Больше всего расход показала Tunga, и чем ниже скорость, тем разрыв между фаворитами и аутсайдером только растет. При 90% км/ч он составляет 5% и вроде это немного, но в городских условиях при 60 км/ч разрыв будет более чем в 9%.
Чтобы оценить насколько плавно и тихо двигается Гольф, испытания пройдут на служебной дороге полигона, где от дефектов покрытия отбоя нет.
Тише всего оказался Hankook. Самым плавным Nokian. В свою очередь Toyo, Hankook, Continental, и Michelin плавностью и комфортной ездой похвастаться не смогли, однако нельзя сказать, что они вообще провалились. На фоне многострадальной Tunga они выглядят идеалом комфорта. Гольф, обутый в Тунгу, вибрирует и дрожит, словно машине давно пора в ремонт.
Финал: торможение на мокрой дороге при 60-5 км/ч, и на сухой дороге при 80-5 км/ч. По итогу Continental более всех устойчив на влажном асфальте. Gislaved и Nokian уступили ему незначительные десять сантиметров. На сухом покрытии два лидера: Yokohama и Continental, но между ними разница небольшая. Второй отстает от первого всего на 0,1 метра. Самый слабый конкурсант все та же Tunga. Она уступает победителям более 17% на мокром асфальте и 11% на сухом.
Лучше всего показали себя Continental, Gislaved и Nokian. У них одинаковое количество баллов, и если первые двое давно зарекомендовали себя «королями асфальта», то для Nokian это приятная неожиданность, так как эти шины никогда не были сильны на асфальтовых дорогах. Четвертое место держит Yokohama, и это особенно печально для Michelin, который по своим показателям оказался на уровне шин из среднеценовой категории. Список «середнячков» выглядит так: Hankook, Toyo, Sailun и Roadstone. Уже без Nordman, тот оказался в зоне бюджетных покрышек. Далее за ним самые слабые участники – Tunga и Viatti.
Начнем с самых слабых участников. Sailun Ice Blazer WST3 занял двенадцатую строчку: худший результат на льду, очень неубедительно показал себя на снегу. Единственное утешение для него – он не самый слабый на асфальте и в экономичности. Nordman и Gislaved соответственно оказались еще хуже. Tunga Nordway 2 (723 балла) встает на предпоследнее одиннадцатое место. Она хуже всех держалась на асфальте и на снегу, провалилась в тестах на комфорт и экономичность.
Если и использовать эти шины, то только для медленной езды по твердой трассе и исключительно в летнее время года. Зимой на оледенелой или снежной дороге одеваться в Sailun или Tunga просто опасно, даже если у вас есть электронные ограничители. Начинающим водителям тем более стоит остановиться на чем-нибудь другом.
Roadstone WinGuard WinSpike (755 баллов) очень неуверенно показал себя во всех испытаниях и справедливо занял десятое место. В таких шинах ездить стоит крайне аккуратно, без резких поворотов и маневров. Зимой рекомендуется ездить только транспорту с включенными системами контроля.
Девятое место в общем зачете и первое в среде бюджетных автомобилей занимает Viatti Brina Nordico (771). Они могут спасти водителя зимой, плохо ведут себя на асфальте, однако способны потягаться со средними шинами в комфорте и экономичности. Можно обуваться, если вы житель глубинки и очень редко выбираетесь на городской асфальт.
12 место | 11 место | 10 место | 9 место | |
Сумма баллов, набранных в тесте | 722 | 723 | 755 | 771 |
Марка, модель | Sailun Ice Blazer WST3 | Tunga Nordway 2 | Roadstone WinGuard WinSpike | Viatti Brina Nordico |
Экономия (+)* / переплата (-)*, % | 0 | 7 (-) | 4 (-) | 10 (+) |
Страна изготовления | Китай | Россия | Корея | Россия |
Индекс нагрузки и скорости | 94T | 94Q | 94T | 91T |
Глубина рисунка по ширине, мм | 8,5 | 9,3 | 9,5 | 8,9 |
Твердость резины по Шору, ед. | 65 | 57 | 60 | 49 |
Количество шипов, шт. | 128 | 130 | 98 | 92 |
Выступание шипов после тестов, мм | 0,9–1,3 | 1,4–1,7 | 1,2–1,6 | 0,9–1,3 |
Масса шины, кг | 9,6 | 9,9 | 9,5 | 9,4 |
ПЛЮСЫ |
Не обнаружены | Не обнаружены |
Неплохая проходимость |
Удовлетворительная управляемость на снегу; достаточно мягкие; выгодная цена |
МИНУСЫ |
Низкие сцепные свойства на скользких покрытиях; неудовлетворительная управляемость; плохая курсовая устойчивость | Плохо цепляются за лед, снег и асфальт; плохие управляемость и курсовая устойчивость; самые неэкономичные и некомфортные | Скромные сцепные свойства на льду и снегу; плохая управляемость; очень шумные; никудышная плавность хода | Посредственные сцепные свойства на любых зимних дорогах; низкий уровень акустического комфорта |
* Разность между справедливой ценой и средней ценой шин конкретной модели, выраженная в процентах относительно средней цены.
В группу «Посредственные шины» мы отнесли лишь одного конкурсанта – Toyo Observe Ice-Freezer с 803 баллами. На всех типах дорог он не показал значимых результатов. Очень средние покрышки и в плане комфорта, и в плане экономичности.
Gislaved Nord*Frost 200 (853 балла) укрепился на восьмой строчке, лишь незначительно уступив Nordman. Показал отличные результаты на асфальте, хорошо чувствовал себя на снегу и на льду, способен обеспечить средний уровень комфорта. Серьезный недостаток – невысокий уровень экономичности.
Седьмое место занимает Nordman 7 (857 баллов). Очень хороший результат на снегу и на льду, чего не скажешь об асфальте. В этом аспекте Nordman обходит только бюджетные шины. Водителю придется довольствоваться тихим ходом и осторожными маневрами. Однако эти шины могут похвастаться высокой экономичностью.
Yokohama iceGUARD iG65 (860 баллов) и шестое место. Универсальная модель по своим высоким показателям на асфальте и среднем на снегу и льду. Единственный минус для нее – это очень низкие результаты комфорта.
Эти три шины можно использовать любому водителю, который знает поговорку «тише едешь, дальше будешь».
8 место | 7 место | 6 место | 5 место | |
Сумма баллов, набранных в тесте |
803 |
853 |
857 |
860 |
Марка, модель |
||||
Экономия (+)* / переплата (-)*, % |
2 (-) |
4 (+) |
5 (+) |
6 (+) |
Страна изготовления |
Малайзия |
Германия |
Россия |
Россия |
Индекс нагрузки и скорости |
91T |
94T |
94T |
94T |
Глубина рисунка по ширине, мм |
8,8 |
9,2 |
9,5 |
8,9 |
Твердость резины по Шору, ед. |
59 |
49 |
54 |
51 |
Количество шипов, шт. |
115 |
130 |
128 |
172 |
Выступание шипов после тестов, мм |
115 |
130 |
128 |
172 |
Масса шины, кг |
9,9 |
10,5 |
9,2 |
9,9 |
ПЛЮСЫ |
Отличная курсовая устойчивость на снегу; завидная плавность хода; стабильная управляемость |
Высокое поперечное сцепление на льду, а также продольное на снегу и асфальте; стабильная управляемость |
Завидная топливная экономичность; превосходная проходимость; надежное поведение при экстремальных маневрах на снегу |
Лучшие тормозные свойства на сухом асфальте; четкое следование курсу и уверенная проходимость на снегу |
МИНУСЫ |
Слабое поперечное сцепление на льду; посредственные разгон и торможение на снегу; шумноваты |
Скромные продольные сцепные свойства на льду; повышенный расход топлива при скорости 60 км/ч |
Слабое торможение на сухом асфальте; посредственный комфорт |
Сложная управляемость на скользких покрытиях; низкая плавность хода; высокий уровень внутреннего шума |
* Разность между справедливой ценой и средней ценой шин конкретной модели, выраженная в процентах относительно средней цены.
Финишная прямая. 905 баллов и четвертое место достается Hankook Winter i*Pike RS2. Вырваться из своей группы и конкурировать с группой «Отличные шины» — отличный результат для среднеценовой покрышки. Она может встать в один ряд с Nokian и Continental, а ее экономичность одна из самых высоких.
Nokian Hakkapeliitta 9 и ее 907 баллов занимают третью строчку. Она здесь за счет своих выдающихся результатов на асфальте. На твердой поверхности она намного уверенней, чем на снегу и льду. Экономичность тоже одна из лучших.
Второе место и 912 баллов у Continental IceContact 3. До первого ей не дотянуть, но по основным показателям с ней непросто конкурировать. Это универсальный выбор для любых условий.
Абсолютный и заслуженный фаворит, набравший 929 баллов и победивший в нашем состязании, — это Michelin X-Ice North 4. Ее неоспоримое преимущество – это стихия снега и льда. Это лучшая зимняя шина из всех представленных. По другим показателям просто отличные данные.
Вся четверка победителей подойдет абсолютно любому водителю, живет ли он в городе или в сельской местности. Специально для любителей крутых виражей.
4 место | 3 место | 2 место | 1 место | |
Сумма баллов, набранных в тесте | 905 | 907 | 912 | 929 |
Марка, модель | Hankook Winter i*Pike RS2 | Nokian Hakkapeliitta 9 | Continental IceContact 3 | Michelin X-Ice North 4 |
Экономия (+)* / переплата (-)*, % | 19 (+) | 19 (-) | 7 (-) | 5 (+) |
Страна изготовления | Корея | Финляндия | Германия | Россия |
Индекс нагрузки и скорости | 94T | 94T | 94T | 94T |
Глубина рисунка по ширине, мм | 94T | 94T | 94T | 94T |
Твердость резины по Шору, ед. | 94T | 94T | 94T | 94T |
Количество шипов, шт. | 190 | 190 | 190 | 250 |
Выступание шипов после тестов, мм | 0,8–1,2 | 0,8–1,2 | 0,8–1,3 | 0,7–1,3 |
Масса шины, кг | 9,4 | 9,2 | 9,7 | 9,8 |
ПЛЮСЫ |
Надежные сцепление на льду; высокая экономичность; выдающиеся проходимость и курсовая устойчивость на снегу; самые тихие |
Уверенно цепляются за лед и асфальт; самые экономичные; понятные управляемость и следование курсу; отличная проходимость |
Превосходные поперечное сцепление на льду, продольное на снегу и асфальте; надежная управляемость; высокая проходимость | Лучшие продольные сцепные свойства на льду и эффективность торможения на снегу; отменная управляемость на скользких покрытиях |
МИНУСЫ |
Среднего уровня торможение на асфальте; небольшие претензии к курсовой устойчивости на асфальте | Великоват тормозной путь на снегу; легкие замечания к акустическому комфорту | Небольшие претензии к повышенному уровню внутреннего шума | Среднее торможение на асфальте; легкие замечания к проходимости и курсовой устойчивости на асфальте |
* Разность между справедливой ценой и средней ценой шин конкретной модели, выраженная в процентах относительно средней цены.
Если выбираете бюджетную шину, то остановитесь на Viatti Brina Nordico. Покупая ее, сэкономите до 10% от справедливой цены. У Roadstone WinGuard WinSpike и Tunga Nordway 2 с этим хуже. Они стоят дороже от 4 до 7%. Sailun Ice Blazer WST3 совпадает со справедливой ценой.
Любителям среднеценового диапазона рекомендуем Sailun Ice Blazer WST3. Ее выгоднее приобретать на целых 20%. Gislaved Nord*Frost 200, Nordman 7 или Yokohama iceGUARD iG65 дадут вам 4-6%. Toyo Observe Ice-Freezer выйдет вам дороже на 2%.
Среди топовых позиций явный фаворит — Michelin XIN 4. Покупая ее вы получите не только лучшую шину по своим показателям, но и 5% от справедливой цены. Continental IceContact 3 тоже хороший вариант, но она стоит дороже на 7%. Nokian Hakkapeliitta 9 придется раскошелиться на 19% больше от справедливой цены.
Материал теста подготовлен с использованием статьи издания «За рулем».