Срок службы свинцово-кислотного аккумулятора

срок службы аккумулятора

Содержание



Ведение


Свинцово-кислотные аккумуляторы названы так потому, что их внутренние пластины сделаны из свинца и содержатся в специальных герметичных банках, заполненных серной кислотой (электролит). Это средство для запуска двигателя, которому требуется постоянное подзарядка от генератора. Если эксплуатировать стартерную батарею для других целей, допуская регулярные глубокие разряды, то срок ее службы сократится в разы.

В статье мы рассмотрим, сколько может прослужить свинцово-кислотная модель, и расскажем, что нужно сделать, чтобы увеличить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля.

Сколько служит свинцово-кислотный аккумулятор?


Обслуживание аккумулятора

Есть несколько видов свинцово-кислотных аккумуляторов, и у каждого из них существуют свои ограничения, но в среднем их период работы АКБ для гражданского автомобиля ограничивается 4-5 годами, а если взять мощные кальциевые батареи, то они порой служат и до 6 лет. Если посмотреть данные для особого транспорта (например, такси), который всегда эксплуатируется крайне интенсивно, то там срок службы аккумулятора в норме составляет лишь 2-3 года максимум, после чего его убирают для списания.

Этот разброс зависит от многих аспектов, но в первую очередь от режима езды и от того, насколько хорошо владелец понимает для чего предназначено устройство. Он знает, как за ним ухаживать и в каких условиях хранить, если по какой-то причине батарея окажется в режиме простоя. Так грамотный владелец в силах не только сохранить емкость аккумулятора в работоспособном состоянии, но и немного расширить срок его эксплуатации.

Всего срок службы можно разделить на три вида: это гарантийный, реальный и регламентируемый. Гарантия на АКБ производителем устанавливается на 1-2 года эксплуатации (хотя некоторые топовые производители гарантируют и до 4 лет бесперебойной работы). Бракованные изделия обычно заявляют о себе в первые полгода, после чего их замена производится бесплатно по рекламации. Если владелец будет правильно эксплуатировать устройство, не портить халатным отношением и ухаживать за ним, то реальный срок службы может оказаться даже выше регламентируемого.

Что может повредить сроку службы свинцово-кислотных аккумуляторов?


Обслуживание аккумулятора

Старые обслуживаемые модели (сурьмянистые и малосурьмянистые) требовали к себе повышенного внимания – постоянно приходилось замерять плотность электролита и доливать дистиллированную воду, если та вдруг выкипит. Это заставляло водителей держать стартерный аккумулятор в тонусе и не забывать о его нуждах. К сожалению, с появлением необслуживаемых моделей, которые уже не требуют такого пристального внимания, водитель очень часто стал забывать про АКБ в принципе и, если и вспоминает о его существовании, то только тогда, когда тот сломается.

Самая главная беда любого аккумулятора – это глубокие разряды, с которыми далеко не все устройства могут справиться. «Жизнь» свинцово-кислотного АКБ проходит в среде производственных циклов: их срок службы колеблется от 500 до 5000 таких периодов заряда/разряда. Если часто допускать полный разряд, хранить устройство в разряженном состоянии или пытаться запустить двигатель с помощью разряженного аккумулятора, то тот из-за снижения емкости очень быстро станет бесполезным для эксплуатации. Особенно плохо переносят глубокие разряды кальциевые батареи – «убить» 80% их емкости могут всего 3-4 таких случая. Главный источник глубоких разрядов – это именно халатность владельца, которая может довести батарею до списания. Часто он просто забывает выключить фары, когда оставляет машину на парковке на ночь. Утром гарантирован глубокий разряд аккумулятора. Глубокие разряды – норма для любителей слушать музыку при выключенном двигателе.

Также возможны технические неполадки бортовой сети автомобиля – утечки электричества. Чаще всего они происходят на бортах, с огромным количеством электроники и устройств, работающих в автономном режиме. Прежде всего, это касается сигнализации, которая за ночь может «слить» всю энергию АКБ всего за несколько часов.

Очень опасен для свинцово-кислотных аккумуляторов режим коротких заездов: автомобиль заводится утром и вечером на 30 минут за одну поездку. Нормой снижения реального срока службы выступает постоянное стояние в пробках с отключением двигателя и последующим зажиганием. Все это не дает стартерному аккумулятору восполнить заряд, и он находится в состоянии постоянного недозаряда. У кальциевых АКБ есть неприятная особенность, так называемая «память», когда аккумулятор запоминает постоянный низкий уровень заряда и в дальнейшем заряжается только до этого предела.

Зарядка аккумулятора

Реальный срок службы батареи также связан с:

  • Конструктивным ресурсом (технология производства пластин, решеток, электролита и других элементов устройства аккумулятора);

  • Неисправностью генератора;

  • Снижения плотности электролита – промерзание банок зимой;

  • Неправильно выставленной полярностью;

  • Постоянной работы на 60% емкости без необходимой полной подзарядки;

  • Грязью, влагой, механическим повреждением корпуса, налетом на клеммах и др.


Еще для свинцово-кислотных АКБ опасны скачки напряжения или перезаряды – с помощью избыточного напряжения от внешнего устройства. Чтобы не допустить такого, нужно следить за напряжением бортовой сети или зарядного устройства – в условиях положительной температуры достаточно 2,5 В на элемент, или же 15 В для 12-ти вольтной батареи. Если температура падает до отрицательной, соответственно напряжение должно быть больше.

Все эти факторы провоцируют появление сульфатов, окисление свинца, осыпание активной массы и последующее короткое замыкание. В результате срок службы аккумулятора существенно сокращается или он перестает работать вовсе.

Как продлить срок службы свинцово-кислотного аккумулятора?


Обслуживание аккумулятора

Нередко на разных автомобильных ресурсах можно прочитать комментарии пользователей, что их свинцово-кислотные АКБ служат не стандартные 4 года, а срок эксплуатации уже приближается к 8-10 годам. Однозначно утверждать, насколько это правда, мы не можем, ибо условия эксплуатации в холодном Омске с жарким Краснодаре совсем разные. Но сбрасывать со счетов грамотное обслуживание и тщательный уход за автомобилем тоже будет неправильным.

Для обеспечения аккумулятору долгого срока службы достаточно проследить, чтобы цикл заряд/разряд не переходил отметку в 20% от его емкости, а полный разряд не превышал 80%. Проще говоря, запускать двигатель нужно с помощью исправного стартера и с первого раза. Если сразу завести автомобиль не удается, не следует продолжать поворачивать ключ в замке зажигания – так вы только навредите АКБ. У вас еще есть 2-3 попытки с интервалами по 1-2 минуты. Если двигатель не запустился после третьего раза, то дальнейшие попытки не имеют смысла. Либо проблема в аккумуляторе (он потерял емкость и находится в глубоком разряде), либо сломан стартер или другой элемент двигателя. Точно вам скажут только в сервисе.

Чтобы облегчить АКБ запуск в холодное время года, предварительно его необходимо «прогреть». Просто включите дальний свет и дайте ему поработать в течение 30 секунд. Включайте зажигание с полностью выжатым сцеплением.

Следует систематически следить за уровнем напряжения – оптимально, если оно находится в пределах 12,6 В. Если оно опустилось ниже 12,4 В, то аккумулятор недополучает энергии. Его необходимо заряжать слабыми токами 1-2 А в течение 12-14 часов.

Обслуживание аккумулятора

Свинцово-кислотный АКБ нельзя хранить отдельно от машины в разряженном состоянии. Лучше вообще обойтись без покупки впрок «лишнего» аккумулятора, АКБ должен находиться в режиме работы, иначе будет происходить постоянный саморазряд. Однако если все же придется убирать устройство в долгий ящик, то предварительно его нужно зарядить до 100%. Вызвано это тем, что при долгом простое с менее чем 20% емкости пластины начинают покрываться сульфатами, а также происходит выделение влаги, которая будет снижать плотность серной кислоты в электролите. Пользоваться можно обычной электросетью в 220 В и производить профилактическую зарядку раз в месяц.

Устройство следует расположить подальше от источников повышенного тепла: батарей, печей, электронагревателей, не хранить в быстро нагревающихся чердаках или металлических сооружениях. Лучше выбрать место, где сравнительно прохладно, но температура не опускается ниже нуля из-за опасности загустения электролита. Достаточно 5-10 оС.

Регулярно эксплуатируемый АКБ должен полностью соответствовать генератору и всем бортовым системам (кондиционер, сигнализация, музыкальный центр и др.). Иными словами, слабое устройство в мощной, производительной машине долго не протянет. Ищите все характеристики в документах по эксплуатации машины.

Раз и навсегда следует отказаться от режима коротких поездок. Если не получается растянуть свой путь до работы дольше 30 минут, то возьмите за правило по выходным выезжать в поездки на 40 минут, чтобы дать АКБ получить причитающийся ему заряд.

Заключение


Аккумулятор для автомобиля

При необдуманной эксплуатации испортить АКБ очень легко, а чтобы добиться долгого срока службы, который выходит даже за рамки регламента, нужна внимательность и последовательность в действиях. Гарантия длительного использования этого устройства зависит, с одной стороны, от бесперебойной работы бортовой сети, стартера, генератора и других приспособлений; с другой, от того, насколько водитель осознает свою ответственность перед ними. Не менее важно учитывать и срок годности аккумулятора – устройство должно быть произведено максимум за полтора года до покупки. Дату производства можно найти на корпусе.

Если еще остались вопросы о том, как увеличить срок службы АКБ, то читайте нашу прошлую статью, где мы подробно осветили все моменты.

А купить достойную стартерную батарею, которая прослужит вам верой и правдой весь положенный срок, вы можете в интернет-магазине BlackTyres. В каталоге для вас представлены только проверенные европейские и отечественные производители. Заходите и выбирайте свою модель.

Клиенты довольны
09.04.2024

Четкость, вежливость, клиентоориентированность.

01.04.2024

Всё прошло, как и должно быть. Заявка и своевременная доставка до пункта самовывоза. На момент заказа самая лучшая цена на шины. Рекомендую!!!

01.04.2024

Доставка за пределы Москвы (Ярославская область) 300 рублей!!! Да ещё и прямо к дому привезли, я такое первый раз встречаю, спасибо за это огромное!!! Менеджер с которым я оформлял заказ и доставку крайне приятная и грамотная (ей отдельное спасибо), оплата при получении, что также для меня лично было важно. Срок доставки кратчайшие, все в срок. По отношению к компании вообще никаких вопросов, все просто шикарно!!!

Все отзывы
Мобильная версия сайта
Мы используем файлы cookie и другие технологии для вашего удобства. Подробнее
Хорошо