Автогонки — один из самых дорогих и впечатляющих видов спорта. Шины — важная его составляющая. Производители колес еще с начала прошлого века плотно сотрудничают с автогонками, поставляя на соревнования свои шины.
Требования организаторов гонок к безопасности очень строгие. А безопасность тесно завязана с качеством и свойствами колес. Шинным брендам приходится усердно трудиться, внедрять инновации, изобретать новые пути для создания совершенных гоночных шин. Колеса должны быть одновременно и быстрые, и экономичные, и безопасные. При чем гонки проходят на разных поверхностях, соответственно, и типов колес требуется разработать множество.
Огромное преимущество таких исследований и новаций для обычных водителей: появляется больше вариантов шин с улучшенными характеристиками сцепления, торможения, водоотведения, а также колес для разных поверхностей и целей.
В статье разберем особенности самых популярных автогонок и узнаем, какие шинные бренды являются их официальными поставщиками.
Перед тем, как мы погрузимся в увлекательный мир автогонок, вспомним об истоках этого спорта.
О первом соревнование на автомобилях объявил Пьер Жиффар, издатель парижской газеты «Le Petit Lournal». Автогонки назначили на 22 июля 1894 года.
Заезд в 126 км проходил по трассе от Парижа до Руана. Победу и главный приз в 5 тыс франков присуждали тому экипажу, который продемонстрирует лучшие показатели безопасности, экономичности и удобства управления.
Ралли — спортивные гонки по заданным маршрутам на специальных автомобилях (или мотоциклах). WRC (англ. World Rally Championship) — это чемпионат мира по ралли. Организатор соревнований — Международная автомобильная ассоциация FIA. В рамках мероприятия проводятся чемпионаты отдельно для пилотов, штурманов, команд и производителей авто.
В настоящее время в серию включены 12 раллийных заездов продолжительностью 3-4 дня. Они могут проводится на на разных покрытиях — от песчаного до снежного. Каждая раллийная гонка обычно делится на 15-25 спецучастков протяженностью до 350 километров.
С 2021 года раллийные турниры проводятся на одном типе покрытия. Исключение составляют случаи, когда в чемпионат включаются короткие суперспециальные этапы, которые не требуют изменений настроек авто. Раньше на некоторых раллийных заездах, таких, как Сан-Ремо или Ралли Испании, один день проходил на гравийной дороге, следующий — на асфальтовом покрытии. Настройки автомобиля в таком случае приходилось существенно менять.
Считаем, что ралли открывает максимальный простор для новых решений в производстве шин. Ведь приходится разрабатывать колеса для разных покрытий, с разной степенью сцепления, износостойкости и водоотведения.
Бренд Pirelli в истории ралли с самого начала — с 1970-х годов. За это время компании довелось сотрудничать с самыми влиятельными брендами и легендарными пилотами.
Для асфальтовых дорог: P ZERO. Шины с безупречным сцеплением с гладкой поверхностью.
Для гравийного покрытия: SCORPION. Автошины с укрепленной боковиной и направленным асимметричным протекторным рисунком. Демонстрируют стабильность управления и производительность на гравийных дорогах ралли.
Для снежных трасс: SOTTOZERO. Модели линейки обеспечат превосходное сцепление на снегу.
Для обледенелых поверхностей: SOTTOZERO ICE. Благодаря направленному асимметричному протекторному рисунку и металлическим шипам устойчивы на скользком покрытии.
Ралли Дакар, которое называют или просто «Дакар», а ранее именовали «Ралли Париж–Дакар», — ралли-рейд, который проводится ежегодно. Организатор — Amaury Sport Organisation (A.S.O.). Ралли Дакар стартовал в 1978 году, и сначала соревнования проходили по пересеченной местности от Парижа до Дакара (Сенегал).
Позже, в 2009-2019 годах, заезды проводились в Южной Америке из-за угрозы безопасности в Мавритании. C 2020 года по настоящее время соревнования проходят в Саудовской Аравии. В раллийных турнирах участвуют и профессиональные гонщики, и любители, причем последних обычно подавляющее большинство.
Ралли Дакар — гонки по бездорожью на выносливость. Местность, которая располагается по маршруту гонок гораздо сложнее, чем в обычных ралли. И машины для таких состязаний нужны соответствующие: участники соревнуются на тяжелых внедорожниках и мотоциклах. В процессе заезда гонщикам предстоить форсировать пески, грязь, траву, каменистую поверхность. Расстояние каждого пройденного этапа может быть коротким или длинным — до 800-900 километров в день.
Факт из истории бренда: в 1903 году на машине, которая первой пересекла США, стояли шины BFGoodrich. Компания создала новую категорию шин повышенной проходимости AT — all-terrain. Участвуя в заездах по бездорожью с 1972 BFGoodrich побеждал более чем в 200 соревнованиях. С 2002 года BFGoodrich выигрывал каждую гонку Дакар, в которой принимал участие. Сегодня ее рекорд — 18 абсолютных побед.
В соревнованиях, которые состоятся в январе 2023 года, колеса BFGoodrich снова испытают на себе трассу в стиле Дакар — пыль, раскаленные камни, ливни и грязь. Такое количество разнообразных поверхностей стимулирует разработчиков шин изобретать новые способы сделать колеса более проходимыми и безопасными.
Колеса BFGoodrich признаны ведущими гонщиками как надежные, стойкие и универсальные. Шины с таким свойствами позволяют поклонникам экстрима получить свою порцию адреналина на пути к победе в сложнейших условиях Дакара.
За историю своего участия в заездах по пересеченной местности BFGoodrich встречал много трудностей, из которых разработчики извлекали уроки и делали выводы для дальнейшего усовершенствования шин. По словам представителей бренда — в их лабораториях проходят одни из самых сложных соревнований в мире.
Можно не участвовать в ралли Дакар, но получить свою долю адреналина в поездках по пересеченной местности и вне соревнований. Для любителей подобных приключений BFGoodrich производит шины классов AT, MT, которые позволяют преодолеть самые сложные траектории. Для пересеченной местности подходят модели, например, BFGoodrich All-Terrain T/A KO2 или BFGoodrich Mud-Terrain T/A КМ3.
NASCAR (National Association of Stock Car Auto Racing) расшифровывается как Национальная ассоциация автогонок на серийных автомобилях. Так же называется американская компания — основатель и организатор заездов. Учреждена Биллом Франсом-старшим в 1947—1948 годах в США. Гонки, проводимые этой организацией, так и называются — NASCAR.
Первые серийные автомобили, принимавшие участие в NASCAR, выглядели как обычные машины, в которых ездили автолюбители по американским дорогам. В соревнованиях принимали участие многие известные бренды — от Chrysler до Jaguar.
Для участия в первых гонках не разрешалось сильно модифицировать автомобиль, важно было оставить нетронутыми серийные кузов и раму. Далее требования организаторов смягчились, и каждое последующее поколение машин NASCAR все более отличалось от предыдущего. Гоночные автомобили все менее походили на предоставленные дилерами.
Гоночные машины периода 1991-2006 годов — четвертого поколения автомобилей NASCAR — в истории гонок называют культовыми. Для достижения лучшего уровня аэродинамики в гоночные авто начали устанавливать аэродинамические трубы. Кузов тоже претерпел изменения: для снижения веса автомобиля вместо металла стали применять стекловолокно. Но с виду машины все еще напоминали городские автомобили, которые покупали обычные водители.
С течением времени поколения машин сменяли друг друга. Отметим одно из последних — «Машины будущего» («Car of Tomorrow»), которое прославилось своей безопасностью, и современное седьмое поколение — «Next-Gen». Автомобили «Next-Gen» стали участвовать в соревнованиях в этом году. Машина в NASCAR теперь напоминает конструктор, который нужно собирать из составляющих, сделанных на заказ официальными автомобильными производителями.
Интересные факты о NASCAR: гонки в мультфильме «Тачки» — прообраз соревнований NASCAR. А в фильме «Пункт назначения 4» авария случилась на стадионе, на котором в этом время проходили гонки NASCAR.
Goodyear — участник гонок с 1901 года. У компании более, чем шестидесятилетняя история сотрудничества с NASCAR. И за это время производительность и инновации бренда выходят на новые и новые уровни.
Для гоночных автомобилей современного поколения «Next-Gen» Goodyear создал новую гоночную шину диаметром 18 дюймов, в соответствии с новыми требованиями организаторов. Ее дебют состоялся в 2022 году.
Сочетание материалов. В резиновой смеси объединены десятки разных компонентов.
Ручная работа. Мастера на заводах вручную изготавливают каждую автошину NASCAR, точно следуя спецификациям.
RFID-чип. Специальный чип, встроенный в каждую шину, помогает отслеживать в течение всего срока эксплуатации.
Фирменная надпись. Желтая надпись «Goodyear Eagle» есть на каждой шине NASCAR.
Сотрудничество с автоспортом для компании Goodyear — огромное пространство для внедрения новых идей. Цитируя Стю Гранта, представителя руководства компании, — «Если вы являетесь компаний в автомобильной промышленности, вы должны участвовать в гонках».
В Goodyear с сожалением отметили, что машины NASCAR с течением времени все дальше отходят от обычного городского автомобиля. Но вид автомобилей «Next-Gen» их радует, поскольку он снова приблизился к образу потребительского авто.
И с шинами подобная ситуация: новая 18-дюймовая гоночная шина Eagle Radical Race теперь больше похожу на дорожную, чем ее 15-дюймовая предшественница. В Goodyear воодушевлены: передача технологий бренда «на улицу» становится более явной, значит участие Goodyear в гонках более, чем оправдано.
В этих автогонках выигравшим авто считается тот, которые проехал самое большое расстояние за сутки — 24 часа. Предел скорости, которую можно развивать на трассе — 405 км/ч. Пилотам необходимо просчитать верную комбинацию скорости и способности авто выдержать нагрузки все 24 часа гонки без поломок.
24 часа Ле-Мана проходит на автодроме де ла Сарт, который состоит из закрытых общественных дорог и специальных участков гоночной трассы. Эти соревнования — один из этапов Тройной короны автоспорта. Другие ее этапы — Индианаполис 500 и Гран-при Монако.
Компания Michelin и соревнования 24 часа Ле-Мана давно сотрудничают. Бренду 25 раз подряд доставалась победа на заездах с 1998 по 2022 годы.
Шины для гонок на выносливость должны обладать особыми характеристиками. И за время работы на соревнованиях компания Michelin использовала множество наработок. Разработчики стремились добиться безупречного сцепления и отличных эксплуатационных свойств колес — ведь шины должны выдержать огромные нагрузки в течение длительного времени.
По поводу прогресса, который влечет за собой участие в гонках, генеральный директор Michelin Group, Флоран Менего, отметил:
«Автоспорт — отличная лаборатория для разработки наших экологически чистых технологий, которые окажут влияние на все наши шины завтрашнего дня. Испытания «24 часа Ле-Мана», вероятно, являются одной из крупнейших лабораторий для тестирования наших новых решений в экстремальных условиях и ускорения их разработки».
Гордостью и достижением Michelin на автогонках 24 часа Ле-Мана в июне 2022 года стала новая гоночная шина. Она на 53% изготовлена из экологически чистых компонентов — биосырья, возобновляемых или переработанных материалов, таких как подсолнечное масло, природный каучук и апельсиновая корка. В течение последующих лет, к 2050 году, компания Michelin планирует производить шины со стопроцентным экологически чистым составом.
«Королевские» гонки Формулы-1 известны даже тем, кто далек от автоспорта.
Формула 1 (Formula 1) — международные кольцевые автогонки высшего класса. В них участвуют одноместные автомобили с открытыми колесами. Организатор Формулы 1 — FIA, Международная автомобильная ассоциация. Она-то и разрабатывает жесткие требования к безопасности автомобилей. Первые соревнования Формулы-1 провели в 1950 году.
«Формула» в названии обозначает перечень правил, которых должны неукоснительно придерживаться автомобили участников. Сезон гонок Формулы 1 включает серию кольцевых гонок — Гран-при (Grand-Prix). Они проходят по всему миру на специальных трассах или закрытых общественных дорогах.
В заездах Формулы 1 соревнуются отдельные команды и отдельные гонщики — пилоты. Пилоты сражаются за титул чемпиона мира среди пилотов, а команды Формулы 1 стремятся завоевать чемпиона среди конструкторов. В русском языке соревнование команд называют «Кубок конструкторов».
Болиды Формулы 1 считаются самыми быстрыми гоночными автомобилями в мире. Они проходят повороты на очень высокой скорости, которая достигается благодаря созданию огромной аэродинамической прижимной силы.
Техника пилотов тоже подчиняется регламенту Формулы 1. Участники используют на гонках гоночные автомобили собственного производства. Высокая конкуренция команд Формулы 1 порождает невероятные технические решения, которые совершенствуют гоночные болиды, а затем способствуют развитию потребительских машин.
Гоночные шины в Формуле 1 играют значительную роль, и их качество тоже должно соответствовать требованиям FIA. Шинные бренды тестируют свою продукцию бесчисленное количество раз на свободных заездах, чтобы добиться правильной «формулы» колес — подходящей для трасс Формулы, погоды, особенностей авто.
Шины для гоночных болидов Формулы 1 и не только отличаются от дорожных: они не долговечные и рассчитаны примерно на 255 км. Им нужно обладать, главным образом, прочностью, малым весом и безупречным сцеплением с дорогой.
Основные компоненты колес — резина, нейлон и полиэстер. Для разных заездов могут понадобиться шины разной жесткости. Этот параметр регулируется производителями с помощью добавок углерода, серы и нефти. Чем более мягкий состав резины, тем лучше она сцепляется с асфальтом, но тем быстрее стирается.
Для гоночных автомобилей и не только болидов Формулы-1 — разрабатывают разные типы шин, основные из которых — «слики» (slicks), «микст» и «дождевые» (rain).
Слики — гладкие шины для использования на сухой трассе, могут иметь 5 разных степеней жесткости (С1-С5).
Микст — универсальные, «промежуточные» шины, подходящие для сухих и слегка влажных поверхностей.
Дождевые — используются для езды по мокрому покрытию.
Компания Пирелли с 2011 официально поставляет шины на автогонки Формулы 1.
Гоночные шины, которые изготавливает компания для кольцевых гонок — слики (slicks) и дождевые (rain).
Слики Pirelli позволяют максимально увеличить площадь контакта. Их конструкция и состав резины помогают оптимизировать поперечное усилие, создаваемое при прохождении поворотов. Материал шин отлично адаптируется к покрытию и температуре.
Дождевые автошины имеют эластичную конструкцию, которая увеличивает площадь захвата и дает колесам безупречное сцепление на влажной поверхности. Продуманный протекторный рисунок обеспечивает эвакуацию воды из пятна контакта в продольном и поперечном направлениях, уменьшая вероятность аквапланирования.
Из соображений безопасности FIA периодически вносит изменения в правила. Например, требования к размеру передних и задних колес за время существования соревнований тоже менялись. В 2022 году организаторы установили новый размер шины — 18 дюймов — вместо предыдущего в 13 дюймов.
Команда Pirelli разработала новую шину, на тестирование которой в закрытых помещениях ушло 10 000 часов. Затем почти все команды-участники испытывали колеса на трассах. Роль гонщиков очень важна: каждый пилот помог в совершенствовании шин на разных этапах. Их отзывы помогли бренду достичь высоких технических характеристик, соответствующих требованиям FIA.
Преимущества новой 18-дюймовой шины: она меньше нагревается и медленнее стирается. Примененные технологии снизили потребление электроэнергии и повысили экологичность.
Отметим, что новые 18-дюймовые шины больше напоминают обычные городские колеса: таким образом Pirelli вносит свой вклад в автомобильную жизнь за пределами гоночных треков.
Extreme E — международная серия автогонок по бездорожью на электрических внедорожниках. Организатор — FIA. Местность, в которой проводятся заезды: леса, пустыни, ледяная Арктика, высокогорные и океанские острова. Первая гонка Extreme E —Desert X-Prix — стартовала в апреле 2021 года в Саудовской Аравии.
Одна из целей проведения соревнований — экологическая. Гонки призваны привлечь общественность к проблемам экологии в разных уголках планеты, состоянию природы и изменению климата. В процессе проведения заездов проводятся исследования состояния намеченных территорий.
В настоящее время заезды проводятся на электрических внедорожниках ODYSSEY 21, которые могут разогнаться по бездорожью за 4,5 секунды до 100 км/ч.
Ультрапроизводительные шины для Extreme E от Continental сочетают в себе характеристики для езды в экстремальных условиях и соответствуют требованиям электрических внедорожников.
Колеса, основанные на серии Continental CrossContact, выдерживают самые сложные условия экстремально высоких и низких температур и разных поверхностей. Они имеют вездеходный рисунок с большими блоками и открытыми плечевыми зонами, что способствует беспрепятственному прохождению песчаных и гравийных поверхностей.
У шины summer edition красочный принт с 3D-эффектом, который напоминает текстуру кожи ящерицы. Состав шины экологичный: новый кремнеземный материал изготовлен из рисовой шелухи, а каркас полностью сделан из переработанных ПЭТ-бутылок.
D1 — это соревнования по дрифту на серийных гоночных автомобилях, учрежденные в Японии.
D1GP означает D1 Grand prix — Гран-при D1. В рамках соревнований проводятся одиночные и парные заезды.
Дрифт — вид автоспорта и техника прохождения поворотов с использованием управляемого заноса на максимально возможных для удержания на трассе скорости и угла к траектории. Самое зрелищное в дрифте — мастерство прохождения поворотов с заносом в парных заездах и, конечно, облака дыма от стирающихся шин.
В 1999-2000 годах в Японии впервые провели официальные соревнования по дрифту. Далее событие превратилось в регулярные гонки на международном уровне. География проведения расширилась от Америки до Великобритании, от Малайзии до Новой Зеландии.
Для D1GP Toyo разработали шины на основе серии Proxes — Proxes R888 Drift. Специальные шины для дрифта имеют превосходное сцепление на сухом покрытии и демонстрируют отличную тягу. На протекторе расположены крупные блоки, которые помогают безупречно проходить повороты.
С 2007 года в заездах также принимает участие команда Toyo Tires Drift в составе двух пилотов — знаменитого Масато Кавабаты и его напарника Хидеюки Фудзино. Они выступают на мощных автомобилях Toyota GR86.
Участники соревнований по дрифту, как правило, выбирают в качестве передних колес слики или полуслики, а для задних могут использовать шины с повышенной жесткостью. Последние будут плохо сцепляться с асфальтом, зато легко уходить в занос и дольше изнашиваться. Выбор типа колес зависит от предпочтений гонщиков и особенностей авто.
Отметим, что в России тоже очень популярным видом автоспорта являются соревнования по дрифту — Russian Drift Series. Серии гонок начали проводить с 2010 года.
Впечатляет, насколько много ресурсов вкладывают в гонки производители автомобилей, шин и прочих комплектующих. Радует то, что их новации воплощаются потом в реальную жизнь, «на улицы», в виде усовершенствованных шин и улучшенных автомобилей.