Особенности шинного коктейля

Состав шин

Содержание:



Смешать, но не взбалтывать: из чего состоят шины?


Мы часто слышим: «зимняя резина», «летняя резина», «пора сменить резину». Речь, конечно, идет об автомобильных шинах. Доля правды в таком разговорном упрощении есть: резина — это основной компонент покрышек. Основной, но не единственный. Состав шинного компаунда сложен, а часть его составляющих держится производителями в секрете. Всего в него может входить от 40 до 80 составляющих. А раз так, мы рассмотрим некую отвлеченную, «среднюю» шину.

Резина, которая не совсем резина


Если резина — основной компонент в составе шины, то начать нужно именно с нее. По весу она может составлять от 40 до 60% от веса покрышки. Сложность начинается сразу, ведь это не просто какая-то универсальная резина, которую используют все. Материал состоит из смеси синтетических и натуральных каучуков. Доля первых составляет примерно 55%, а вторых — 45%. Соотношение может меняться в широких пределах: все зависит от производителя и назначения конкретной модели. Синтетика — это тоже коктейль, чаще всего используют три вида каучука: бутадиен-стирольный каучук, бутадиеновый каучук, бутилкаучук.

виды каучука для резины

Мы все привыкли к тому, что резина — черная. Это так же естественно, как голубое небо или зеленая трава, однако чистый каучук — бесцветная субстанция. Из-за присутствия примесей она может быть белой, желтоватой, кремовой, серой или черной (но не в той же степени, что готовая покрышка). Свой характерный цвет шина имеет благодаря второму по массе (до 30%) компоненту — саже. Ее называют техническим углеродом и добавляют в компаунд совсем не ради цвета, а для повышения прочности покрышек. Сажа используется как скрепляющий агент и работает на молекулярном уровне.

Использование сажи — не единственное решение. Иногда вместо нее используют кремниевую кислоту. Выбор конкретного вещества в каждом случае обуславливается в основном экономической целесообразностью. Хотя у специалистов нет однозначного мнения по поводу использования кремниевой кислоты. Содержащие ее шины менее прочны по сравнению с теми, что изготавливаются с применением сажи. Но есть у таких покрышек и плюс: они обеспечивают лучшее сцепление с мокрым дорожным полотном.

белая резина

Но настоящая магия начинается при подборе химически активных компонентов. Технические масла и смолы добавляют в компаунд для того, чтобы смесь стала мягче. Это особенно важно для зимних шин, ведь при низких температурах резина теряет упругость. Это негативно сказывается как на управляемости, так и на износостойкости. Антидеграданты, например, такие, как парафин и воск, помогают замедлить старение резины. Активаторы адгезии, такие как латунь в составе корда или пропитка на основе смол для тканевых компонентов, помогают сделать прочнее связь между резиной и кордом. Сера играет роль вулканизирующего агента, она способствует соединению молекул каучука в прочную пространственную сеть.

Препарируем покрышку


Какой бы сложной ни была смесь, свойства шины определяются не только ей, но и конструкцией покрышки. Она представляет собой не просто цельную отливку: это целая система из работающих сообща элементов. Их задачи: смягчать удары от неровностей дорожного полотна и обеспечить надежное сцепление с ним. Чем лучше резина «держит» дорогу, тем более предсказуемо ведет себя автомобиль, и эффективнее передается на полотно тяговое и тормозное усилие. Так из каких элементов состоит шина?

Корд — это часть покрышки, которая помогает ей сохранять прочность и долговечность. Обычно этот элемент представляет собой слой обрезиненной ткани (хлопок, вискоза или капрон), но в последнее время производители все чаще используют для основы стальную проволоку диаметром 0,15 мм. Ну и совсем экзотика — корд из кевлара. По причине дороговизны материала его используют очень редко. Именно совокупность всех слоев корда является каркасом шины. Он воспринимает как внутренние нагрузки от давления воздуха, так и любые внешние: от дорожного полотна, от веса автомобиля и т.д.

Строение корда

Условно, существуют два типа шин: диагональные и радиальные. Почему условно? Диагональные покрышки считаются устаревшими, поэтому найти их в продаже очень сложно. Перед распространенными радиальными у них только два преимущества: более прочные боковины и низкая цена. Слои корда в диагональных шинах расположены таким образом, что их нити перекрещиваются.

Отличие радиальных шин от диагональных состоит в том, что корд в первых идет прямо — от одного борта к другому. Снаружи оболочка каркаса шины защищена брекером. Эта деталь тоже своего рода корд, но основа у нее всегда не тянущаяся и более прочная — стальная. Волокна, независимо от типа шины, ориентированы по диагонали к каркасу. При таком расположении слоев каркаса уменьшает напряжения в нем и делает его более эластичным. В результате снижается сопротивление качению и нагрев покрышки.

Типы шины

Эксплуатационные возможности шины в значительной степени определяются ее протектором. Именно этот слой непосредственно контактирует с дорожным полотном. Рисунок протектора (то, что чаще называют просто протектором) — это «беговая дорожка». Разные типы рисунка предназначены для работы в различных условиях. Их делят на четыре группы: дорожные, универсальные, зимние и покрышки повышенной проходимости.

«Торец» шины называют боковиной. Здесь слой резины тоньше, а сама часть покрышки отличается высокой эластичностью. Это помогает успешно гасить вибрации и удары, передающиеся от дорожного полотна. А еще на боковину наносится маркировка. Между боковиной и «беговой дорожкой» находится плечевая зона. Она повышает общую жесткость шины, отрабатывая часть боковых нагрузок от протектора.

Последняя часть шины — борт. Он проходит по ее внутреннему радиусу, а в его основе лежит обрезиненная проволока. Борт обеспечивает крепление шины к колесному диску и ее герметизацию.

Боковина шины

От романтики к конкретике

Подведем итоги. Состав шин отличается от модели к модели и от производителя к производителю, но наиболее глубокие различия — между летней и зимней резиной. Эластичность напрямую зависит от температуры окружающей среды. Поэтому при изготовлении зимних шин выбирают более мягкие смеси с высоким содержанием натурального каучука. Такая резина сохраняет достаточную эластичность при минусовых температурах, однако ездить на ней летом не стоит. В теплую, а тем более жаркую погоду, такая шина становится слишком мягкой, отчего быстрее изнашивается, да и обеспечить достойную управляемость уже не может.

Отли чие зимней ризины от летней

С летними шинами ситуация обратная: в их составе больше синтетики, за счет чего они гораздо жестче зимних, это позволяет им легко выдерживать значительные нагрузки в жаркую погоду. А вот в холода такая резина по своим свойствам становится больше похожа на пластик: сильно снижаются сцепные свойства, а в отдельных случаях такие шины могут трескаться.

В продаже есть и всесезонные шины. Они привлекают автолюбителей тем, что с ними не нужно стоять в очередях на «переобувку» весной и осенью. Однако зимняя и летняя резина имеет прямо противоположные свойства, сочетать которые в одной покрышке физически невозможно. У них разный состав и свойства компаунда и рисунок протектора, а также его глубина, а следовательно — отличаются и характеристики.

Такие шины, конечно, позволяют выезжать на машине и зимой и летом, но управляемость будет хуже, чем при использовании специальной резины. Так что лениться не стоит. Всесезонка подходит тем, у кого есть внедорожник, как машина выходного дня (рыбалка, охота). Еще она может быть полезна «подснежникам» — тем, кто использует автомобиль в основном летом, а за зиму совершает всего 2-3-4 поездки. Кроме того, вся Россия покрыта снегом круглый год только в старых голливудских фильмах. У нас есть и южные области, где зимы ближе к европейским. Жителям этих регионов можно попристальнее взглянуть на всесезонные шины.

Маркировка шин

Маркировка, которая наносится на покрышки, содержит массу информации. Указывается размерность шин, сезонность и погодные условия эксплуатации, предпочтительный тип автомобиля – все что угодно, кроме состава. Чтобы узнать его придется или обратиться к консультанту в магазине, или искать информацию в интернете.

Заключение


Производители ревностно оберегают «рецепты коктейлей», поэтому от бренда к бренду и от модели к модели состав компаунда может сильно варьировать. У зимних и летних шин резиновая смесь различается максимально из-за того, что от нее требуются подходящие к сезону параметры. Зимняя резина быстро разрушается летом, а летняя — не обеспечивает безопасность вождения в холода. Всесезонные шины круглый год показывают посредственные результаты.


Клиенты довольны
06.12.2023

Купила шины в этом магазине. В подарок был шиномонтаж. Очень быстрое оформление. Несмотря на то, что оформляла заказ в воскресение вечером, мне сразу же перезвонили. На утро понедельника назначили шиномонтаж. Ребята молодцы, мне сервис очень понравился. Резина хорошая, качественная.

01.12.2023

Качество товара. Чёткость исполнения. Специалисты своего дела. Сервис на достойном уровне.

01.12.2023

Соотношение цены и качества.

Все отзывы
Мобильная версия сайта
Мы используем файлы cookie и другие технологии для вашего удобства. Подробнее
Хорошо