Содержание:
Точные прогнозы на 2023 год, конечно, предоставить не получится. Но можно предположить, в каких направлениях будет развиваться шинный рынок в России и какие шины будут доступны россиянам. Также пройдемся по основным шинным брендам: какие ушли, какие остались с нами, а какие трансформируются в нечто новое.
В 2022 году в шинной индустрии в России был отмечен значительный спад. Повлияли внешнеполитические процессы, введение санкций. В октябре, например, на российских предприятиях выпустили 3,3 млн автошин. Это на 42,4% меньше, чем в октябре 2021 года.
Завод японского шинного гиганта Bridgestone работал в г. Ульяновске с 1998 года. Мощность завода — до 2 млн. шин в год. После начала СВО, в марте предприятие приостановило свою работу. Закрытие завода руководство компании связало с «серьезными проблемами, вызванными перебоями в цепочке поставок и логистике, волатильностью национальной и иностранной валют, которые серьезно сказываются на возможности обеспечить стабильное производство в России».
В октябре 2022 года в компании заявили, что в обстановке общей неопределенности и сбоев с поставками в России, Bridgestone начинает поиск покупателя своих российских активов. Заявлено, что искать новых владельцев будут несколько месяцев. Надеемся, что к середине 2023 года производство шин возобновится. В каком виде это будет — пока сказать сложно.
Завод второй крупной японской марки шин Yokohama расположен в Липецкой области. Предприятие «ЙОКОХАМА Р.П.З.» было основано в 2008 году. Ежегодно завод выпускал до 1,6 млн шин. В марте 2022 года завод приостановил работу по выпуску автошин по причине сложностей с доставкой сырья из-за границы.
10 августа 2022 года предприятие снова запустило процесс изготовления автошин. Это произошло благодаря содействию губернатора Липецкой области, пообещавшего помочь компании Yokohama адаптироваться к новым условиям поставок. В итоге нашли нового поставщика сырья, и деятельность завода возобновилась. Так что шины Йокохама опять с нами.
Останутся ли в России Continental
Завод немецкого легендарного производителя шин Continental в Калуге, построенный в 2013 году, аналогично коллегам по шинному делу приостановил деятельность в России в марте 2022 года. К радости поклонников шин Континенталь (и их поставщиков) производство запустилось уже 1 августа 2022 года.
Губернатор Калужской области объявил, что руководство предприятия смогло перестроить логистику и найти новых поставщиков сырья. Мощность завода — 4 миллиона шин в год.
Michelin нас покинул?
Французы Michelin прекратили производство шин и экспорт в РФ весной 2022 года. Тогда руководство компании заявило, что продолжит адаптировать свои решения в соответствии с развитием политико-экономической ситуации. Завод по производству шин Мишлен работал в Давыдово Московской области с 2004 года.
В итоге Мишлен решил окончательно уйти с российского рынка до конца 2022 года, продав активы местному менеджменту. Управленцы компании признались, что возобновить производство технически невозможно, в частности, из-за проблем с поставками в условиях общей неопределенности. По данным Michelin, в России компания продавала не более 2% шин от своих мировых объемов. Мощность предприятия — 1,5-2 миллиона в год.
Ждем новостей о судьбе завода Michelin в России под управлением российских собственников.Компания Пирелли в марте также перестала инвестировать в заводы по производству шин бренда, расположенные в Кирове и Воронеже, и направила российское производство на внутренний рынок. К счастью, шины Pirelli пока с нами. Общая мощность предприятий — 2 млн. шин в год.
В мировом масштабе эти заводы давали 10% от общего объема выпуска шин Pirelli и около 4% выручки.
И, наконец, про Nokian Tyres
Финский бренд Nokian Tyres работает в России с 2005 года. В Ленинградской области в г. Всеволжске построен гигантский завод по производству автошин — самое крупное шинное предприятие в РФ. Завод выпускал шины марок Nokian Tyres и Nokian Tyres Nordman. В 2021 году около 80% шин Nokian Tyres для легковых автомобилей было произведено в России, а бизнес-направление «Россия и Азия» принесло компании 20% от чистых продаж. Зимние шины от Nokian Tyres особенно и заслуженно ценятся среди российских автолюбителей за адаптивность к российским погодным условиям.
В июне 2022 руководство компании приняло решении о постепенном уходе с российского рынка. В октябре 2022 поступили новости о продаже бизнеса Nokian Tyres в России российской нефтяной компании «Татнефть».
Ожидается, что во втором квартале 2023 года в Ленобласти заново запустится производство автошин, только уже под другими брендами. Интересно, что по данным Роспатента, в декабре ООО "Нокиан Тайерс" подала заявки на товарные знаки «Торстен» и Torsten, Ikonan, Ikon. Предполагаем, что именно под такими названиями будут выходить новые шины.Как мы писали выше, производить шины в 2022 году на российском рынке стали существенно меньше. Причин много: дефицит сырья и компонентов, которые завозили из-за границы, уход из РФ крупных иностранных брендов, ограничения на экспорт шин со стороны Евросоюза, снижение доходов россиян, падение продаж новых автомобилей на 60%. По разным оценкам продажи шин в 2022 году упали, по сравнению с периодом 2020-2021, на 15-20%.
Показатели продаж снизились, в том числе, по причине дефицита шин определенных брендов, моделей, типоразмеров, который возник из-за запрета поставок продукции в РФ из Европы.С помощью упрощения правил ввоза шин в РФ по «параллельному импорту» поставщикам удалось в какой-то степени поддержать разнообразие ассортимента. Однако полностью наладить логистику пока не удалось, поэтому количества и разнообразия шинной продукции для потребителей будет все еще не хватать.
В России трудятся несколько собственных крупных производителей шин. Нижнекамский комплекс Kama Tyres производит шины брендов Кама и Viatti. АО «Кордиант» выпускает продукцию под брендом Cordiant, Tunga, включает две производственные площадки в Омске и одну в Ярославле с совокупным объемом производства 8 миллионов шин в год.Проблем с популярными размерами шин возникнуть не должно: мощностей отечественных заводов для этого достаточно и уровень качества российских шин достойный. Но вот с диаметром колес от R19 предположительно будет сложнее. Из-за проблем с их доступностью, вероятно, возрастет и цена.
Журналист издания «Авторевю» Олег Растегаев в интервью «Российской газете» отметил, что главные сложности с шинами возникнут из-за пробелов в зимнем сегменте. Приводим цитату эксперта: «Пока на российском рынке остаются Continental и Pirelli. У Nokian была очень широкая линейка шипованных шин. Сontinental в какой-то мере может заменить соответствующие финские модели, но не полностью. А поскольку Michelin ушел, с премиальными «шиповками» может возникнуть дефицит. Полностью заменить их в широкой гамме пока нечем».
Журналист считает, что Cordiant не сразу сможет подтянуться в эту размерную линейку, так как самый большой диаметр, который производит компания — 18 дюймов.Поправить ситуацию теоретически могли бы шины из дружественных стран. Но белорусская Belshina, популярная в России, поставила в 2022 году около 2 миллионов шин и увеличить объем у предприятия пока не получится. Постепенно заходят на рынок шины из Узбекистана, например, бренд Bars.
В условиях проблем с поставками и санкционных ограничений российский шинный рынок начал перестраиваться на поставки из Китая. В 2022 году за первые пять месяцев поставки китайских автошин в РФ увеличились на 9,6%. Интерес к китайским шинам у автолюбителей увеличился на 33% по данным портала Дром. Одновременно с этим улучшилось и мнение потребителей по поводу качества китайской шинной продукции — об этом говорят отзывы автолюбителей. Конечно, одно из основных преимуществ шин из КНР — их доступная цена.Среди популярных китайских шинных брендов — Triangle, Sailun, Goodride, HiFly и другие. Некоторые из них выпускаются в премиальном сегменте и идут в базовой комплектации многих автомобилей. Например, шины Triangle выбрал для своих автомобилей Nissan. Кстати, в размерном ряду шин Triangle имеются диаметры 19 и 20 дюймов.
В производстве шин китайских брендов также применяются европейские наработки и оборудование высокого класса. Бренд Goodride получил знак качества авторитетного TÜV SÜD, а шины Triangle сертифицированы в 60 странах мира.
Эксперты считают, что шины китайского производства вполне могут сравниться с продукцией лидеров европейского рынка по составу, рисунку протектора и другим параметрам. И усовершенствование процессов производства на китайских шинных заводах продолжаются.Южнокорейские шины тоже могут набрать большую популярность. Такие бренды, как Hankook, Kumho, Marshal, Nexen, востребованы у автолюбителей и обладают достойными ходовыми характеристиками, подтвержденными тестами авторитетных изданий, и средней ценой.
Выводы
Хоть некоторые бренды и уйдут с российского рынка, у нас остаются их заводы, первоклассное оборудование и налаженная организация производственного процесса. Так, местные производители смогут продолжать выпускать шины высокого качества. Эксперты отрасли считают, что для потребителей эта продукция будет восприниматься уже по-другому, как совершенно новый товар. Автолюбители долго еще будут вспоминать, например, про «тот самый Мишлен». Со временем будут создаваться новые бренды на базе этих предприятий — нам остается только ждать.
Свой заказ теперь можно получить в новом пункте выдачи...
Теперь можно выбирать, где получить свой заказ
Доставили быстро, оперативно. Цены ниже, чем у других поставщиков. Сотрудники вежливые.
Быстро и качественно поменяли шины на автомобиле.
Качество проведения работ и скорость выполнения.
Приём заказов на сайте:
Пн-Вс: Круглосуточно
Выходные: Без выходных |