«Авторевю», сентябрь 2022: С шипами — дешевле! Наш тест зимних шин 2022: от китайских Sailun до новейших Nokian Hakkapeliitta R5.

Рейтинг зимних шин для городской эксплуатации 2022-2023

Содержание:



Введение


Вечный вопрос: шипы или «липучки»? Но мы решили поставить его несколько по-другому: дешевые «шиповки» или дорогие фрикционки? В этот тест мы взяли шесть относительно доступных моделей с «гвоздями», им оппонируют пять комплектов нешипованных топовых моделей. Вне зачета выступают покрышки Nokian Hakkapeliitta 10P, которым мы отвели роль эталона в шипованном классе. А агрегатоноситель — переднеприводный кроссовер Skoda Karoq.

Все тестовые шины — размерности 215/60 R16, это базовый вариант для автомобиля Skoda Karoq

В этом сезоне ведущие шинные компании не предлагают новинок с шипами. Самый интересный и актуальный для российского рынка дебют — шины Nordman 8 из «второй линии» компании Nokian Tyres. Таким шинам не положены передовые технологии, их производят из более простых материалов. Однако тенденции, которые задают продукты первой линии, проникают и во вторую — в шинах Nordman 8 количество шипов увеличено на 50%! «Вторые» продукты есть и у компании Michelin (мы взяли BFGoodrich g-Force Stud), и у компании Continental (Matador MP30 Sibir Ice 2), и у Pirelli (Formula Ice). Примечательно, что все эти шины производятся на российских заводах, но созданы в зарубежных конструкторских бюро. Отечественную школу представляет лишь Cordiant c моделью Snow Cross 2. А еще в тесте китайские изделия — Sailun Ice Blazer WST3 и GT Radial IcePro3.

Во всех тестах я периодически повторяю замеры на базовых шинах, позволяющих корректировать результаты с учетом изменения погоды и покрытия


Примечательно, что объем импорта автомобильных шин в первой половине этого года увеличился на треть как раз за счет китайских покрышек — их завезли 3,7 млн штук из 10,9 млн всего импорта. А к концу года, когда поставки по старым контрактам из Европы сойдут на нет, импорт китайских шин будет подавляющим. Плохо это или нет

Если в классе шипованных шин основной вектор развития сейчас направлен в сторону увеличения шипов, то фрикционные шины развиваются коллинеарно — тоже увеличивают количество, но не шипов, а ламелей. Так, в новой модели шин Nokian Hakkapeliitta R5 мелких прорезей стало на 10% больше. В том числе и за счет увеличения позитивного отпечатка шин: в пятне контакта больше резины контактирует с дорогой. С одной стороны, хорошо, но как такие шины будут вести себя в глубоком снегу? За ответами в конце января я отправился на финский полигон компании Nokian Tyres.

Хорошо настроенное шасси Карока позволяет прочувствовать разницу между шинами даже в «поле допуска» неотключаемой ESP

Тестирование


Вообще-то мы должны были лететь втроем, но у двух моих коллег тесты на коронавирус оказались положительными. А по прилете в заполярный городок Ивало я недосчитался пары тестовых комплектов. Из-за нарушенной ковидом логистики шины Michelin X-Ice Snow и BFGoodrich g-Force Stud, произведенные на подмосковном заводе в Давыдове, задерживались. Благо помогли финские коллеги — у местного дилера нашелся комплект шин Michelin X-Ice Snow. Начинаю тесты с ними, но… Первые же замеры на льду — и Michelin оказывается в аутсайдерах. Что за напасть? Ведь это свежая модель 2020 года!

Световой день в конце января в этих широтах едва переваливает за пять часов — половину тестов пришлось делать в сумерках или в темноте


Начинаю изучать вопрос. И выясняется, что финский дилер продал комплект, в котором лишь одна покрышка российского производства, а три — made in China! При этом китайский X-Ice Snow явно отличается рецептурой резины: ее твердость 57 единиц по Шору вместо российских 48. Вот вам и европейский уровень сервиса — продают клиентам разношинницу и в ус не дуют. Благо через пару дней в Ивало все-таки приехали наши Michelin и BFGoodrich, с которыми я и продолжил работу. Но французская компания уже официально заявила об уходе из России — не получим ли и мы в будущем такие «китайские французские» шины?



По результатам нашего теста нынешний Michelin «российского розлива» на минимальные 0,05 балла отстал от шин Nokian Hakkapeliitta R5 — и занял четвертое место итогового рейтинга. А почему финские покрышки на третьем? Видимо, потому что создавались они в первую очередь для исконно скандинавских дорог со стабильными однородными покрытиями — с чистым льдом или укатанным снегом. А вот на воде их дренажные свойства оставляют желать лучшего, да и на свежевыпавшем снегу насыщенный резиной протектор работает посредственно.

Для замеров динамики на закрытом ледяном треке пришлось брать полигоновский Volkswagen Golf GTI, оборудованный высокоточным оптическим датчиком перемещения


Continental VikingContact 7 и Goodyear UltraGrip Ice 2 добились большего успеха. Первые хороши на льду, ну а вторые, победившие в нашем тесте, годны и для асфальта, что наверняка оценят жители крупных городов. Если, конечно, поспешат и найдут нужную размерность шин UltraGrip Ice 2 из оставшихся у дилеров. Ведь своих заводов в России у компании Goodyear нет, а поставки из Европы прекращены. Ну разве что «параллельный импорт» что-то подбросит…

А вот шины Continental в начале августа были удалены из «параллельных» списков Минпромторга. А все потому, что после простоя завод Continental в Калуге опять работает. Конечно, там выпускается не вся номенклатура, но с ходовыми размерами точно дефицита не будет.

На трассе ледяной управляемости фрикционные шины оказались не самыми медленными — эта участь постигла китайские шиповки GT Radial IcePro3


К сожалению, завод Bridgestone в Ульяновске все еще простаивает, хотя официального заявления японской компании об уходе с российского рынка пока не было. Впрочем, Bridgestone никогда не был в числе лидеров на рынке зимних шин — и на этот раз шины Blizzak Ice на последнем месте в нешипованном зачете. Причем просят за них дилеры практически столько же, сколько и за Nokian.

Может, сэкономить и перейти на покрышки так называемой второй линии? Например, на нокиевский Nordman. В этом сезоне на рынок выходит Nordman 8 c рисунком от модели Hakkapeliitta 8 и таким же увеличенным количеством шипов — 200 штук в 16-дюймовой покрышке! Привет дорожникам? Хотя, как и другие шины с количеством шипов более 60 штук на погонный метр протектора, шины Nordman 8 успешно прошли overrun test на износ дорожного покрытия.

Оценка проходимости: замеры времени разгона автомобиля с постоянной пробуксовкой на свежевыпавшем снегу глубиной 7 см. Для статистики на каждом комплекте шин выполняется не менее 16 заездов!


Все бы ничего, но вместе с количеством шипов растут и цены: 16-дюймовые шины Nordman 8 уже стоят более 10000 рублей за штуку. Не по карману? Тогда можно купить модель предыдущего поколения Nordman 7 за 8870 рублей. Или присмотреться к шиповкам BFGoodrich или Formula Ice, разделившим второе место в своем зачете. А отечественные шины Cordiant Snow Cross 2 и вовсе стоят 5800 рублей за штуку. При этом на зимних покрытиях Кордиант работает достойно, а проигрывает конкурентам в основном за счет «асфальтовых» свойств — для глубинки приемлемо.


Легкая поземка, и результаты на льду «плывут» — чтобы этого избежать, после каждого комплекта трассу подметает спецтехника


А вот шины Matador MP30 Sibir Ice 2 разочаровали: на одном уровне с китайскими покрышками. Которые, увы, традиционно в арьергарде. Может быть, в будущем шинники из КНР и научатся разрабатывать настоящие зимние модели, но пока что нужных компетенций не видно даже в лупу.

Но хорошая новость — большинство российских шинных заводов функционируют. Помимо вышеупомянутого предприятия Continental в Калуге, это две фабрики Pirelli в Кирове и Воронеже, это Yokohama в Липецке. И, что важно для зимней программы выпуска, завод Nokian под Санкт-Петербургом. Да, сама финская компания Nokian Tyres заявила об уходе из России, но крупнейший в нашей стране шинный завод передается российскому менеджменту, который наверняка сохранит его на плаву. И даже если будет запрещено выпускать шины под именем Nokian, то останется бренд Nordman, который был создан специально для российского рынка.



Нешипованные шины


Goodyear UltraGrip Ice 2


Goodyear UltraGrip Ice 2

Достоинства:

  • Высокое сопротивеление аквапланированию

  • Сцепные свойства и управляемость на снегу

  • Проходимость

  • Сцепные свойства на асфальте


Недостатки:

  • Управляемость на льду


Старый конь борозды не портит — это как раз про Goodyear UltraGrip Ice 2. На рынке эти шины аж с 2014 года, но своих позиций не сдают. На льду и на снегу направленный протектор работает очень достойно. И, что важно в российских условиях, покрышки Goodyear не вязнут в целине — они среди лучших по проходимости.

Но главные достоинства модели UltraGrip Ice 2 — высокие сцепные свойства на асфальте и выдающееся сопротивление аквапланированию. Если ближайшие шины-конкуренты всплывают в ванне с водой на скорости 67,9 км/ч, то на покрышках Goodyear тот же Karoq разгоняется до скорости 76,5 км/ч! А это значит, что и на слеше, то есть на смеси мокрого снега с водой, этот протектор будет работать достойно. Оптимальный вариант для городской эксплуатации.

Continental VikingContact 7


Continental VikingContact 7

Достоинства:

  • Сцепные свойства на снегу

  • Проходимость

  • Сцепные свойства и управляемость на льду в классе нешипованных шин


Недостатки:

  • Умеренные сцепные свойства на мокром асфальте


Покрышки Continental VikingContact 7 мы уже несколько раз признавали лучшими в своем классе. В этом году ­спецификация шин, производимых на российском заводе, изменилась, и мы это сразу почувствовали по замерам твердости. Резина протектора стала мягче, что положительно отразилось на сцепных свойствах на льду: лучшее торможение и минимальное время на трассе среди фрикционок. На снегу тоже прекрасные результаты, включая и показатели проходимости. Но на трассе управляемости — резковатые срывы в скольжения, которые приводят к паническому срабатыванию ESP. А на асфальте до высот Goodyear шины Continental недотягивают — на мокром покрытии работают скромнее. Однако все равно остаются одними из лучших на рынке.

Nokian Tyres Hakkapeliitta R5


Nokian Tyres Hakkapelitta R5

Достоинства:

  • Сцепные свойства на снегу

  • Управляемость на снегу

  • Комфорт


Недостатки:

  • Умеренные сцепные свойства на мокром асфальте

  • Проходимость


Шины Hakkapeliitta R5 — новинка этого сезона. По сравнению с моделью ­предыдущего поколения R3 площадь контакта с дорогой у R5 увеличилась на 4%, а количество ламелей — на 10%. Однако конкурентов удалось переиграть лишь в разгоне на льду и в скорости на трассе снежной управляемости: порадовали быстрые и четкие реакции на управление, но срывы в скольжения резковаты.

Куда хуже то, что R5 пасует в глубоком снегу. Оно и понятно: если площадь контакта резины с дорогой увеличилась, то площадь канавок на эти самые 4% уменьшилась. Это же и причина весьма скромного сопротивления аквапланированию. И в результате — лишь третье место в классе.

Так что если модель R5 подойдет для городских очищенных дорог, то для глубинки лучше выбрать те же Nokian Hakkapeliitta R3, которые остаются в продаже, а стоят на ­25—30% меньше.

Michelin X-Ice Snow


Michelin X-Ice Snow

Достоинства:

  • Сцепные свойства на снегу

  • Проходимость


Недостатки:

  • Управляемость на льду

  • Сцепные свойства на мокром и сухом асфальте


Michelin X-Ice Snow отличается от конкурентов простоватым, грубоватым рисунком протектора. Неудивительно, что на льду свойства скромны — особенно на трассе управляемости, где Skoda то и дело уплывает наружу в сносе. На снегу направленный протектор работает лучше — сцепные свойства на уровне конкурентов, да и на трассе управляемости появляется фамильная мягкость реакций. Но больше всего Michelin радует в глубоком снегу — эти шины прекрасно работают с пробуксовкой. А второй результат в абсолюте по сопротивлению аквапланированию позволяет надеяться, что и на снежно-водяной каше направленный протектор будет работать достойно.

А вот на асфальте Michelin выступает скромно, особенно расстраивает самый длинный среди «нешиповок» тормозной путь на сухом покрытии. Видимо, разреженным блокам протектора при аварийном замедлении не хватает жесткости.

В итоге шины Michelin эффективнее на снегу, чем на льду и на асфальте. Слабовато для столь именитых покрышек.

Bridgestone Blizzak Ice


Bridgestone Blizzak Ice

Достоинства:

  • Сцепные свойства на сухом асфальте

  • Удобство управления на снегу и на льду


Недостатки:

  • Сцепные свойства на льду

  • Проходимость

  • Сцепные свойства на мокром асфальте


Плюс шин Bridgestone Blizzak Ice — неплохое время на ледяной трассе управляемости: умеренные прогнозируемые скольжения без лишних «судорог» ESP. Схожий характер поведения и на снежном треке, но гребут и тормозят японские покрышки неважно. А по проходимости все еще хуже: асимметричный рисунок с ограниченной площадью канавок плохо работает с пробуксовкой. И по сопротивлению аквапланированию шины Bridgestone худшие среди нешипованных, ведь, в отличие от конкурентов, протектор здесь ненаправленный.

А на асфальте Bridgestone Blizzak Ice — хорошие плохие шины. На сухом покрытии на их счету самый короткий тормозной путь, а на мокром — самый длинный! Это свидетельствует о невысоком качестве резиновой смеси, которая используется при производстве этих покрышек на ульяновском заводе Bridgestone. И если в крупных городах такие шины еще можно использовать, то в глубинку на них лучше не соваться.

Шипованные шины


Nokian Tyres Hakkapeliitta 10P


Nokian Tyres Hakkapeliitta 10P

Достоинства:

  • Сцепные свойства на льду

  • Управляемость на льду

  • Проходимость


Недостатки:

  • Низкое сопротивление аквапланированию

  • Высокая цена


Шины Nokian Hakkapeliitta 10P, новинка прошлого сезона, выступили в нашем тесте в роли эталона. Шипы двух типов — для центральной и боковых дорожек — в количестве 225 штук обеспечивают беспрецедентный уровень сцепления на голом льду. На трассе управляемости Hakkapeliitta 10P «везет» ближайшему преследователю три секунды с круга!

Однако на снегу подавляющего превосходства уже нет, а на асфальте достижения совсем уж скромны. Направленный протектор плохо справляется с отводом больших масс воды из пятна контакта — на лужах шины Nokian всплывают рано. Скорее всего, и в зимнюю слякоть будет наблюдаться тот же эффект. Поэтому для городской эксплуатации Nokian Hakkapeliitta 10P не лучший выбор. Еще и потому, что цены на финскую топовую модель до сих пор самые высокие.

Nokian Nordman Nordman 8


Nokian Nordman Tyres Nordman 8

Достоинства:

  • Сцепные свойства на льду

  • Управляемость

  • Проходимость


Недостатки:

  • Низкое сопротивление аквапланированию

  • Шум


Традиционная эстафета: модель второй линии Nordman 8 наследует ­топ-шинам Nokian Hakkapeliitta 8. Теперь вы получаете на 50 процентов больше ромбовидных шипов — в 16-дюймовых покрышках Nordman 8 их аж 200 штук! Неудивительно, что на льду «северянин» превосходит конкурентов с куда меньшей плотностью ошиповки. А в целом его характер схож с характером шин Nokian Hakkapeliitta 10P: такое же предсказуемое поведение на трассах управляемости, уверенное движение по глубокому снегу. И к сожалению, такой же низкий уровень сопротивления аквапланированию.

Так что Nordman 8 — прекрасный вариант для загородных нечищеных трасс, но не для асфальта. Кстати, как и при покупке шин Nokian, к покрышкам Nordman прилагаются бесплатный шиномонтаж и расширенная гарантия: ремонт или замена в течение года при непреднамеренных проколах, порезах или грыжах.

BFGoodrich g-Force Stud


BFGoodrich g-Force Stud

Достоинства:

  • Сцепные свойства и управляемость на снегу

  • Проходимость

  • Сцепные свойства на асфальте


Недостатки:

  • Сцепные свойства на льду

  • управляемость на льду


Покрышки BFGoodrich g-Force Stud выпускаются уже более 15 лет. Конечно, химия менялась, но рисунок протектора и схема ошиповки прежние. Любопытно, что все новые нормы и правила модель g-Force Stud пережила без какой-либо адаптации, ведь изначально в этих шинах было всего 94 шипа.

Понятно, что с таким количеством «гвоздей» BFGoodrich на льду уступает остальным представителям второй линии. Особенно удручает разгон: предпоследний результат в абсолюте!

Однако на снегу направленный протектор наверстывает упущенное: мчать на этих шинах по трассе управляемости — одно удовольствие. И сугробы им нестрашны: g-Force Stud гребет с пробуксовкой очень эффективно.

На асфальте показатели тоже достойные, особенно радует уровень шума. Так что это хорошие шины для городской зимней эксплуатации, но в гололед придется ездить аккуратно.

Formula Ice


Formula Ice

Достоинства:

  • Сцепные свойства и управляемость на льду

  • Сцепные свойства на снегу

  • Сцепные свойства на асфальте


Недостатки:

  • Среднее сопротивление аквапланированию

Шины Formula Ice, которые уже десятый год выпускаются на российских заводах Pirelli, делят второе место с покрышками BFGoodrich g-Force Stud, но по характеру они абсолютно разные. У «итальянцев» хорошие сцепные свойства на льду, а на трассе управляемости эти шины проиграли только эталонным покрышкам Nokian. На снегу результаты средние, а на треке дает о себе знать спортивный характер Pirelli: срывы в скольжения порой резковаты и требуют быстрой и точной работы рулем. Скорость есть, но стабильности не хватает.

На асфальте показатели неплохие — на сухом покрытии так и вовсе лучший результат в классе при торможении. И в итоге имеем хороший вариант зимних бюджетных шин, которые можно использовать и в крупных городах, и в глубинке.

Cordiant Snow Cross 2


Cordiant Snow Cross 2

Достоинства:

  • Сцепные свойства на снегу

  • Проходимость


Недостатки:

  • Управляемость на льду

  • Сцепные свойства на мокром и сухом асфальте


Шины, разработанные российской компанией Кордиант, со скрипом выходили на рынок — из-за проблем на льду вследствие нарушений в технологии старт массового производства был отложен на год. Но сейчас на эти покрышки никто не жалуется, а в нашем тесте они продемонстрировали неплохие сцепные свойства и на льду, и на снегу. Хотя на свежевыпавшем «пухляке» протектор с агрессивным рисунком своего потенциала не раскрыл, ему милее укатанное покрытие.

Есть претензии и к управляемости: как и на шинах Formula Ice, на отечественных покрышках Skoda резко срывается в скольжения и требует очень быстрой и точной работы рулем. Особенно на льду.

Но основные проблемы — на асфальте: посредственное сопротивление аквапланированию и длинный тормозной путь. На сухом покрытии он превысил 50 метров! Прибавьте к этому традиционный гул при качении — и поймете, что если для глубинки Кордиант годится, то для городской эксплуатации лучше присмотреться к конкурентам.

Matador MP30 Sibir Ice 2


Matador MP30 Sibir Ice 2

Достоинства:

  • Сцепные свойства на снегу

  • Проходимость


Недостатки:

  • Управляемость на льду

  • Сцепные свойства на мокром и сухом асфальте


Словацкие шины Matador в свое время были хорошей альтернативой отечественным покрышкам. Но после перехода бренда под крыло компании Continental новых моделей стало меньше, и постепенно они растворились в тени шин первой линии. Вот и шины c русским названием Sibir Ice 2 без особого шума и какой-либо рекламы выпускаются на калужском заводе компании Continental c 2016 года. Да уж, особо гордиться нечем: «шиповки» Matador едва превосходят китайских конкурентов. Виной тому скромные сцепные свойства на льду и откровенно низкие показатели на снегу. Хуже всего то, что при движении с пробуксовкой направленный рисунок гребет совсем не по-сибирски — в сугробы на таких шинах лучше не соваться.

Но есть и плюсы для городской зимней эксплуатации: на мокром покрытии Matador работает отменно, а еще радует самым низким уровнем шума среди шиповок.

Sailun Ice Blazer WST3


Sailun Ice Blazer WST3

Достоинства:

  • Сцепные свойства на мокром асфальте


Недостатки:

  • Сцепные свойства и управляемость на снегу

  • Управляемость на льду

  • Шум


Китайская компания Sailun Tires на семи своих заводах выпускает около 40 млн шин в год и занимает 16-е место в мировом рейтинге шинных производителей. Но видимо, основные усилия сосредоточены на летних покрышках, а зимние шины — «попутный продукт». Иначе чем объяснить столь высокую твердость резины протектора — 65 единиц по Шору? Эти цифры больше подходят летним шинам.

Если на льду покрышки Sailun еще ­как-то работают — не исключено, что за счет хорошей фиксации шипов в жесткой резине, — то на снегу полный провал. Абсолютно худшие результаты во всех упражнениях, кроме езды по глубокому снегу.

И если на мокром асфальте эти шины действительно обеспечивают Кароку минимальный тормозной путь, то вот на сухом покрытии результат весьма скромный. И шума от этих жестких покрышек больше, чем от остальных шипованных.

GT Radial IcePro3


GT Radial IcePro3

Достоинства:

  • Цена

  • Сцепные свойства на асфальте

  • Сопротивление аквапланированию среди шипованных шин


Недостатки:

  • Сцепные свойства и управляемость на льду

  • Сцепные свойства и управляемость на снегу

  • Проходимость


Четыре года назад эти шины откровенно разочаровали. Но вдруг китайская компания Giti Tire, которая поднялась уже на 13-е место в мировом рейтинге производителей шин, улучшила свой продукт?

Твердость резины у шин GT Radial на десять единиц меньше, чем у земляков бренда Sailun, — для зимней модели это плюс. Но почему так странно распределены шипы — по центру их много, а в плечевых зонах проплешины? Неудивительно, что в ледяных поворотах шины GT Radial держат хуже всего, проигрывая с километра трассы восемь секунд даже фрикционкам. На торможении тоже абсолютно худший результат, на снегу показатели немногим лучше.

А вот на асфальте китайские шины отработали достойно: и на сухом, и на мокром покрытии сцепные свойства одни из лучших, а сопротивление аквапланированию выше, чем у других шипованных моделей. И при этом умеренный уровень шума. Такой баланс (а точнее, дисбаланс) характеристик допускает применение шин GT Radial IcePro3 в крупных городах, где зимой приходится больше ездить по асфальту, нежели по снегу и льду.

Рейтинг шипованных и нешипованных шин, участвующих в тестировании



Заключение


Как бы то ни было, в этом сезоне дефицита зимних шин не предвидится: сейчас на складах у дилеров скопилось около 80 млн покрышек (и зимних, и летних) — это без малого двухлетний объем продаж автомобильных шин в России. Другое дело, что рублевые цены на топовые модели, подскочив в феврале на 30—50%, не спешат опускаться. И если привести оценки к одному знаменателю, как это и сделано в нашем рейтинге, то бюджетные «шиповки» BFGoodrich g-Force Stud или Formula Ice оказываются предпочтительнее куда более дорогих фрикционок Bridgestone Blizzak Ice. А если вернуться в топ-лигу, то с учетом комфортной и асфальтовой составляющей фрикционные шины Goodyear UltraGrip Ice 2 и Continental VikingContact 7 лучше элитных шипованных Nokian Hakkapeliitta 10P.

Подробно ознакомиться с тестом Вы можете на официальном сайте журнала "АвтоРевю".


<< Все тесты
Мобильная версия сайта
Мы используем файлы cookie и другие технологии для вашего удобства. Подробнее
Хорошо