При выборе моторезины новички часто сталкиваются с необходимостью расшифровки маркеров, которыми буквально усеяны обе стороны покрышки. Этот длинный перечень букв и цифр может поставить в тупик любого, кто впервые сталкивается с кодировкой производителя.
В статье мы подробно поговорим о том, что означает каждая буква и цифра на поверхности покрышки. После прочтения материала ни один символ на боковине не останется для вас загадкой, и вам станет намного легче подобрать нужные шины.
Здесь все достаточно очевидно – для того или иного вида байка существует собственный набор резины определенных типоразмеров и индексов. Езда с покрышками, которые не соответствуют рекомендованным параметрам, чревата увеличенным износом резины, расшатыванием подвески, ухудшением управляемости и повышенным расходом топлива.
Сначала нужно понять, какая маркировка перед вами – для определения типоразмера это важно. Всего их существует четыре разновидности: метрическая, альфа-система, стандартная дюймовая и низкопрофильная дюймовая. О каждой мы поговорим в своем месте.
Как уже говорилось выше, маркировка расположена по бокам – сразу можно прочитать название компании производителя и модели, но интересуют нас цифры и буквы, которых масса, и это действительно пугает. На что обращать внимание в первую очередь?
Это стандартная метрическая система маркировки, которая встречается на абсолютном большинстве мотоциклетных и автомобильных моделей. Она располагается рядом на одной дуге и первой бросается в глаза при взгляде на любую покрышку.
В качестве примера возьмем такой: 180/60 ZR16 74W TL. Все элементы идут в строгом порядке – один за другим, так что расшифровка не должна вызвать сложностей. Разберем каждое обозначение:
180 – ширина профиля от одного края покрышки до другого, выраженная в миллиметрах;
60 – высота профиля в процентном соотношении к ширине. Эта цифра может отсутствовать, если ширина выражена в дюймах.
Z – так обозначается высокоскоростная шина, которую можно использовать на скорости выше 240 км/ч.
R – радиальный тип конструкции. B или «–» означает диагональную конструкцию.
Разница между ними в способе «шитья», который используется в каркасе. Если текстильные нити протянуты по диагонали от одного обода к другому с перехлестом, то это диагональная резина. В ней может быть только четное количество слоев, чаще всего встречается четыре. В радиальной модели нити идут перпендикулярно направлению движения – от обода к ободу, и слоев у нее под протектором гораздо больше. Последнее делает радиальную моторезину куда более безопасным видом – она лучше цепляется за трассу и более стабильно ведет себя под нагрузкой, меньше деформируется и лучше сопротивляется износу. Однако ее очень сложно чинить в отличие от диагональной резины, которая легче поддается ремонту и обладает куда более крепкими боковинами.
16 – посадочный диаметр, выраженный в дюймах. Он должен соответствовать тому же значению на диске.
74 – индекс нагрузки, т.е. максимальный вес для одного колеса, при котором оно способно правильно выполнять свои функции с учетом рекомендованного давления внутри (см. в руководстве по эксплуатации байка или табличку на раме). В нашем случае индексу 74 соответствует 375 кг веса на одно колесо.
Все индексы нагрузки см. в таблице:
Индекс нагрузки
|
кг
|
---|---|
60
|
250
|
61
|
257
|
62
|
265
|
63
|
272
|
64
|
280
|
65
|
290
|
66
|
300
|
67
|
307
|
68
|
315
|
69
|
325
|
70
|
335
|
71
|
345
|
72
|
355
|
73
|
365
|
74
|
375
|
75
|
387
|
76
|
400
|
77
|
412
|
78
|
425
|
79
|
437
|
W – индекс скорости, т.е. с какой максимальной скоростью шина может сохранять свои сцепные свойства, прочность и стабильность хода. В нашем случае индекс W советует 270 км/ч.
Все возможные индексы скорости есть в таблице, которая едина для всех видов маркировок:
Индекс скорости
|
Максимальная скорость, км/ч
|
---|---|
A
|
40
|
B
|
50
|
C
|
60
|
D
|
65
|
E
|
70
|
F
|
80
|
G
|
90
|
J
|
100
|
K
|
110
|
L
|
120
|
M
|
130
|
N
|
140
|
P
|
150
|
Q
|
160
|
R
|
170
|
S
|
180
|
T
|
190
|
U
|
200
|
H
|
210
|
V
|
240
|
W
|
270
|
Y
|
300
|
VR
|
>210
|
ZR
|
>240
|
(W)
|
>270
|
Z
|
>300
|
Теперь немного поговорим про альтернативные системы маркирования резины. Они встречаются намного реже, но все же упомянуть о них не будет лишним.
Возьмем за пример перечень символов: MT90S-16. Его используют для маркировки резины для туристических мотоциклов, но встречается такая довольно редко. Некоторые маркеры уникальны, некоторые соответствуют тем, что приняты в метрической системе.
M (Motorcycle) – так обозначаются шины, созданные специально для мотоциклов.
T – ширина профиля резины. В нашем случае маркер соответствует ширине в 5 дюймов. Подобных маркеров также существует масса:
Маркировка альфа
|
Ширина в дюймах
|
---|---|
MG
|
2.75
|
MH
|
3.00
|
MJ
|
3.25
|
ML
|
3.50
|
MM
|
3.75
|
MN
|
4.00
|
MP
|
4.25
|
MR
|
4.50
|
MS
|
4.75
|
MT
|
5.00
|
MU
|
5.50
|
MV
|
6.00
|
90 – высота профиля.
S – индекс скорости (см. таблицу индексов скорости выше).
16 – посадочный диаметр на диск.
Шины по такому принципу маркировались в 90-х, и сейчас их встретить на рынке довольно сложно. На покрышке есть цепь символов: 3.25H-19. Здесь все намного проще, так как название системы говорит само за себя. Однако нужно учитывать, что она не предполагает разделения высоты и ширины профиля – профиль квадратный и его размер идентичен.
3.25 – это и ширина, и высота профиля, выраженная в дюймах.
H – общепринятый индекс скорости (см. таблицу индексов скорости выше).
19 – посадочный диаметр диска, на который будет устанавливаться покрышка.
Мы переворачиваем покрышку и видим такую картину: 4.25/85H-18. Так маркируются резина со специфически низким профилем. На всякий случай напомним, что низкопрофильные модели – это покрышки, у которых высота профиля меньше ширины.
4.25 – ширина профиля, выраженная в дюймах.
85 – соотношение высоты профиля к ширине, выраженное в процентах.
H – индекс максимальной скорости (см. таблицу индексов скорости выше).
18 – посадочный диаметр диска, на который будут надевать покрышку.
Это была основная часть. Как правило, ее достаточно, чтобы определить под какой мотоцикл подойдет данная модель. Однако нелишним будет узнать и о других маркерах, которые указывают на внутреннее устройство шины и на ее особенности.
На боках часто встречаются следующие обозначения:
M/C – сокращение от motorcycle, т.е. данная покрышка предназначена сугубо для мототранспорта. Этот маркер ставится в случае, если шина имеет «автомобильные» размеры.
TL – бескамерная модель (Tubless). Для камерных покрышек применяется маркировка TT – Tube Type.
Wheel Rotation, или стрелка, – для покрышки с ассиметричным рисунком протектора указывает направление вращения. У шины с симметричным рисунком такого маркера нет, и соответственно они могут вращаться как угодно.
Rear Wheel – модель подходит для задней оси. Покрышки для передней оси обозначаются маркером F или Front Wheel. Если таких маркеров нет, то резина считается универсальной, и ее можно ставить, как на заднюю ось, так и на переднюю – это шины для скутеров, легких малокубатурных мотоциклов и мопедов.
Максимальное давление, с которым допускается эксплуатировать шину в виде: 290 kpa (42psi) сold, 1psi=6, 9 кПа. Учитывайте, cold означает, что это данные для холодной накачки, а в разогретом состоянии давление будет повышаться. О том, как корректировать давление правильно мы уже писали.
Теперь посмотрим на обозначения для разных конструкций. Технологии производства каркаса бывают разные.
О том, для каких условий предназначена покрышка тоже можно узнать из маркировки:
REINF (Reinforced) – усиленная конструкция с несколькими защитными слоями корда.
MBS – корда состоит из кевларовых нитей. Такое устройство создано для борьбы с деформацией на высоких скоростях.
XL, или Extra Load – шина может работать под повышенными нагрузками.
SAG (Super All Grip) – улучшенная проходимость для бездорожья.
NHS (Non Highway Service) – модель не предназначена для скоростных трасс.
SL (Limited Service) – есть лимит использования.
О, H, GL – омологация под определенную модель мотоцикла или эту шину полагается использовать для штатной комплектации того или иного байка.
DOT– покрышка соответствует нормам безопасности, установленные Министерством транспорта США. Если она сертифицирована в Евросоюзе, то вы найдете аббревиатуру EUCX. Далее могут идти символы EB F7 D306 – технические данные.
B или Е в круге – модель была испытана и полностью соответствует требованиям ЕЭК ООН. Рядом обычно стоит цифра, означающая страну, где испытывалась резина: 1 – Германия, 2 – Франция и др. Далее может идти перечень цифр, но это технические сведения для производителя, смысла их расшифровывать нет.
Также не забываем про дату выпуска. Обычно это отдельно стоящие четыре цифры, расположенные в ряд. К примеру: 1218. Первые две цифры обозначают неделю изготовления, последние две – год. Изделие соответственно сошло с конвейера на 12 неделе 2018 года.
Если перед вами старая покрышка, выпущенная до 2000 года, то возможно вы обнаружите лишь три цифры: первые две цифры отвечают за неделю, третья за год. Сейчас изделия с такой маркировкой уже не выпускаются.
Разобрались в маркировке? Действительно внимательным нужно быть к характеристикам типоразмера – ошибка в параметрах может сделать шину непригодной для вашего мотоцикла, вы только зря потратите и деньги, и время. К счастью, в интернет-магазине BlackTyres сейчас есть возможность облегчить себе задачу и подобрать мотошины по модели мотоцикла. Просто выбирайте название байка, его объем двигателя и год выпуска. Система сама отбросит неподходящие размеры и предложит только то, что нужно.
Новый шинный центр BlackTyres на Юго-Западе Москвы.
Всё хорошо, быстрая доставка
Все очень быстро. Рекомендую.
Ценик приятно удивил в отличие других компаний.
Приём заказов на сайте:
Пн-Вс: Круглосуточно
Выходные: Без выходных |