Эксперты «За рулем» протестировали 11 комплектов летних шин размерностью 215/65 R16 для компактных кроссоверов. Асфальтовые шины сравнили не только между собой, но и с покрышками с маркировкой A/T (All Terrain). Компания подобралась интересная и разнообразная. Думаете, и результаты предсказуемые? Как бы не так!
Шины для кроссоверов отличаются от легковых не только специфическими размерами и повышенной грузоподъемностью. Они имеют более крепкий каркас, усиленные плечи и боковины. Такие покрышки производители маркируют надписью SUV или 4×4 либо объединяют в специальные модельные линейки с оригинальными именами.
Так было. Ныне все больше шинных компаний оставляют исполнение 4×4 или SUV только для тяжелых рамных внедорожников. Для паркетников, большинство из которых на нашем рынке переднеприводные и редко съезжают с хороших дорог, предлагают легковые шины. Для теста эксперты журнала «За рулем» собрали представителей всех сословий.
Среди одиннадцати протестированных моделей девять созданы, в основном, для асфальта. Из них две, не имея «кроссоверных» знаков отличия, представлены «легковыми» именами. Это немолодой, но заслуженный «немец» Continental ContiPremiumContact 5, изготовленный во Франции, и моложавый «тайванец» Maxxis Premitra HP5, сваренный в Китае.
Еще четверо испытуемых отмечены клеймом SUV в названии, что говорит о кроссоверном (усиленном) исполнении. Среди них — сделанные в России финские Nokian Hakka Blue 2 SUV и Nordman S SUV, а также представители Азии — Toyo Proxes CF2 SUV из Страны восходящего солнца и произведенные в Индонезии GT Radial Savero SUV.
Остальные соперники — специальные модели для кроссоверов и внедорожников с оригинальными именами. Это выпущенные в Румынии шины Pirelli Scorpion Verde с итальянскими корнями, «японец» тайского происхождения Dunlop Grandtrek PT3, а также чистокровный «кореец» Kumho Crugen HP91.
Чтобы показать различия между шинами повышенной проходимости и шоссейными, эксперты включили в тест две модели с маркировкой A/T (All Terrain). Это Bridgestone Dueler A/T 001 — изготовленный в Таиланде новичок с агрессивным протектором и японской родословной, а также пожилая отечественная шина Viatti Bosco A/T. Рисунок ее протектора больше похож на асфальтовый, чем на универсальный.
«Мобилизовать» всех участников и доставить их на сборный пункт — полигон АВТОВАЗа, расположенный в окрестностях Тольятти, - удалось к концу лета 2018 года. Температура воздуха во время шинных баталий колебалась в пределах от 18 до 30 градусов.
На должность автомобиля-носителя назначили популярный Renault Duster. Использовали только переднеприводный режим 2WD. Это позволяет точнее сравнить шины, поскольку полный привод размывает различия между соперниками. Да и к жизни так ближе, поскольку покупатели недорогих кроссоверов часто выбирают моноприводные версии.
Сначала ипытатели оценили автомобиль на 10‑километровом прогревочном круге по скоростной дороге полигона, где на высокой скорости отметили насколько четко он держит прямую, как быстро исполняет команды водителя при подруливаниях, мягком маневрировании и объезде препятствия.
В этом упражнении высшие оценки заслужили шины Nokian, Nordman и Pirelli — на них Duster ведет себя лучшим образом. Хуже всех проявили себя шины GT Radial: полное отсутствие информативности и нечеткие реакции на повороты руля при плавном маневрировании. Примечательно, что в схватке c асфальтовыми шинами универсальные не стали аутсайдерами.
Многолетний опыт экспертов «За рулем» в замерах экономичности подсказывает: чем хуже аэродинамика автомобиля, тем меньше сопротивление качению влияет на расход топлива. В случае с Дастером разница между лучшими и худшими результатами замеров как при городской скорости (60 км/ч), так и при загородной (90 км/ч) минимальна — не превышает 0,2 литра.
На покрышках Dunlop и Toyo Duster показал самый скромный аппетит — на 100 километров хода он израсходовал 5,9 литра при 60 км/ч и 7,3 литра при 90 км/ч. Шины Nokian, оказавшиеся самыми расточительными, в обоих режимах потребовали стакан добавки. Шины повышенной проходимости Bridgestone и Viatti вновь удержались в общем строю.
На служебных дорогах полигона, где присутствуют неровности и дефекты асфальта почти всех видов, испытатели оценили влияние шин на внутренний шум и плавность хода Дастера, в том числе на разбитой дороге.
Самыми тихими оказались GT Radial, Nokian и Toyo. А наиболее шумные — Kumho и Pirelli. Они собрали букет претензий: повышенный шум качения, озвучивание дорожных неровностей и шероховатого асфальта.
Как ни странно, покрышки категории All Terrain вновь выступили на равных с шоссейными, не уступив им ни в акустическом комфорте, ни в плавности хода. Лучше всех от дефектов дорожного полотна ограждают водителя Continental, Dunlop и Toyo, значительно смягчая толчки и вибрации. Жестче всех, сотрясая машину на крупных и средних неровностях, а также зудя на швах и трещинах, катились Pirelli — они наименее комфортные.
Завершая марш-бросок, испытатель сворачивает на грунтовку. На 12‑процентном подъеме он оценивает работу шин на рыхлой поверхности. Это не тест на проходимость, хотя процедура испытаний схожая — оценить эффективность тяги с буксованием и без него, внезапность проворачивания колес и уверенность при маневрировании. Результаты этого теста не идут в итоговый зачет, а приводятся как дополнительная информация для тех, кто вынужден кратковременно съезжать с асфальта, например, на проселок, ведущий к даче.
Намного увереннее остальных на грунтовке ведут себя покрышки с маркировкой A/T — Bridgestone и Viatti. На «бридже» Duster прет как танк. Viatti тянут менее напористо, но всё равно хорошо. А самые робкие — Pirelli. Тронуться на них с пробуксовкой не получается. Водитель вынужден сосредоточиться на тонких «манипуляциях» педалью сцепления в момент троганья, дабы не провернуть колёса. На таких шинах с твердой поверхности лучше не съезжать.
Надёжное торможение — залог безопасности. Поэтому ровно половина из 1000 баллов (максимум того, что может в тесте заработать шина) приходится на результаты замеров тормозного пути. На мокром асфальте самый короткий тормозной путь — у шин Pirelli: 25,3 метра. Всего одну десятую метра уступили Continental и Kumho. Худший результат, 32,6 метра, показал Bridgestone; он проиграл лидеру 7,3 метра, а это полтора корпуса автомобиля.
Continental сумел отыграться на сухом асфальте, показав лучшее торможение — 38,9 метра. А Bridgestone так и остался аутсайдером; отставание от кратчайшего тормозного пути составило аж 10,7 метра — почти два с половиной корпуса!
В торможении проявились слабые стороны шин повышенной проходимости. Их агрессивный протектор слишком «рыхлый» для асфальта, а размер пятна контакта меньший, потому-то тормозные свойства и скромные.
Далее испытатели перешли к наиболее сложному упражнению — к переставке, которая имитирует объезд внезапно возникшего на дороге препятствия: на дистанции всего 12 метров нужно сменить полосу движения.
На мокрой дороге в авангард выдвинулись Pirelli, показавшие самую высокую скорость — 65,9 км/ч. В арьергарде расположился Dunlop с результатом 60,6 км/ч.
Pirelli и Nokian, получив одинаково высокие оценки, продемонстрировали свою готовность к экстремальным маневрам. А наименее приспособленными к ним оказались Bridgestone, Dunlop и Maxxis, усложнившие управление Дастером.
Все трое получили схожие замечания: замедленные реакции на поворот баранки, которую при резком перестроении приходится вращать на большие углы, и снос передней оси в начальной фазе маневра. При этом у Дастера на Данлопе ярко выраженная недостаточная поворачиваемость остается в ходе всего маневра, а Bridgestone и Maxxis во втором коридоре заставляют его мести хвостом. Сухой асфальт преподнес сюрприз: на передний план выдвинулись шины Toyo с «проходной» скоростью 66,3 км/ч. Вплотную к ним следуют GT Radial и Nokian, уступившие лишь одну десятую километра в час.
В замыкающие на сей раз угодил Bridgestone, его результат — 63,8 км/ч. Посуху значения «проходной» скорости легли на удивление кучно — разброс составляет менее 4 %. Предполагаем, что конструктивные особенности Дастера (в первую очередь длинноходная подвеска) не позволили сильным участникам по-настоящему раскрыться.
На сухом покрытии Pirelli и Nokian подтвердили свои высокие оценки за управляемость. А закрепившийся в отстающих «бридж» и присоединившийся к нему Continental заставили испытателей попотеть — обутый в них Duster досаждал задержками в реакциях и большими углами поворота руля при маневрировании, а также заносом во втором коридоре.
В отличники выбились шесть шин: их результаты настолько близки, что в рейтинге образовалось три двойных мéста.
Завершают смотр стоящие особняком (вне зачета) «вседорожные» шины категории A/T. Они заработали высокие оценки в проходимости, но за счет меньшей площади пятна контакта и большей подвижности «зубастого» протектора немного сдали на асфальте.
Bridgestone Dueler A/T 001 заработал 791 балл. Проявив слабость в асфальтовой битве, он успешно продемонстрировал важное качество шин категории All Terrain — отменную проходимость. Слабые стóроны — невысокое сцепление на асфальте и сложная управляемость при экстремальном маневрировании — были вполне предсказуемы. А вот приемлемый уровень комфорта и умеренный расход топлива стали приятной неожиданностью. Наверняка понравятся тем, кто много ездит по дорогам без покрытия.
Viatti Bosco A/T (854 балла), показавшие уверенную проходимость и удовлетворительные характеристики на асфальте, могут понравиться дачникам и жителям пригородов, частенько съезжающим на грунтовку.
«Шоссейный» Dunlop Grandtrek PT3 набрал 834 балла, его место — в группе посредственных шин. Экономичная и комфортная, со скромным сцеплением и неоднозначной управляемостью, эта модель подойдет лишь аккуратным водителям.
На восьмой позиции обосновались шины GT Radial Savero SUV с результатом 877 баллов. Они отличились низким уровнем шума и неплохо проявили себя почти во всех упражнениях. Лишь при оценке курсовой устойчивости и корректировки направления движения на высокой скорости GT Radial огорчил наших экспертов. Такие шины больше подойдут для езды в городских условиях.
Лучший из хорошистов — Nordman S SUV, заслуживший 894 балла и занявший седьмую позицию. Он хорошо сбалансирован — не удивит и не разочарует, порадует четкой курсовой устойчивостью и высокой комфортностью, особенно в дальних поездках.
На пятом и шестом местах, получив по 903 балла, расположилась третья пара — Maxxis Premitra HP5 и Toyo Proxes CF2 SUV. Шины Maxxis — это высокие сцепные свойства и привлекательная цена. Однако резких перестроений на них лучше избегать. Toyo — самые комфортные и экономичные, обеспечат понятную управляемость и понравятся на любых дорогах. Лишь скромные сцепные свойства не позволили дотянуться до лидеров.
Следующий дуэт составляют Continental ContiPremiumContact 5 и Kumho Crugen HP91, которые заработали 912 итоговых баллов и разделили третье и четвертое местá. В послужном списке этих шин отмечены высокие сцепные свойства. Комфортные шины Continental придутся по нраву автолюбителям с размеренным стилем вождения, так как имеют огрехи в управляемости при экстремальном маневрировании на сухой дороге. Kumho подойдет водителям любого уровня, разве что любителям дальних путешествий могут не понравиться повышенный шум и посредственная курсовая устойчивость.
На объединенное первое-второе место с результатом 934 балла взошла пара участников, продемонстрировавших высокое сцепление и безупречное поведение. Это шины Nokian Hakka Blue 2 SUV и Pirelli Scorpion Verde. Первые очень комфортны и подойдут для любых дорог. Вторые шумноваты и жестковаты, потому для них предпочтительнее асфальтовое покрытие хорошего качества.
Представленные в тесте «универсальные» модели лишь немного уступают шоссейным на сухом асфальте — в сцепных свойствах и поведении при экстремальном маневрировании, компенсируя это отставание выигрышем в проходимости. В остальных упражнениях — паритет.
Марка, модель | Вне зачета | 9 место | Вне зачета | |
Информация о шинах | ||||
Страна изготовления | Таиланд | Таиланд | Россия | |
Индексы нагрузки и скорости | 102S | 98H | 98H | |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 300 | 420 | н.д. | |
Глубина рисунка по ширине, мм | 8,6 | 8,2 | 7,4 | |
Твердость резины по Шору, ед. | 59 | 61 | 68 | |
Масса шины, кг | 13,2 | 11,9 | 11,2 | |
Безопасность: Замеры сцепных свойств | ||||
Тормозной путь (80–5 км/ч) на мокром асфальте
(Максимум 260 баллов)
|
м | 32,6 | 31,6 | 28,5 |
баллы | 201,8 | 208,2 | 230,8 | |
Тормозной путь (100–5 км/ч)
на сухом асфальте
(Максимум 240 баллов)
|
м | 49,6 | 44,0 | 45,0 |
баллы | 188,2 | 212,2 | 207,5 | |
Максимальная скорость выполнения переставки на
мокром асфальте
(Максимум 80 баллов)
|
км/ч | 61,3 | 60,6 | 65,4 |
баллы | 74,4 | 73,6 | 79,4 | |
Максимальная скорость выполнения
переставки на сухом асфальте
(Максимум 60 баллов)
|
км/ч | 63,8 | 64,5 | 65,4 |
баллы | 57,7 | 58,4 | 59,2 | |
Сумма баллов | 522,1 | 552,4 | 576,9 | |
Поведение: Экспертная оценка | ||||
Управляемость при выполнении
экстремального маневра
на мокром асфальте
(Максимум 80 баллов)
|
баллы | 48,0 | 48,0 | 56,0 |
Управляемость при выполнении
экстремального маневра
на сухом асфальте
(Максимум 60 баллов)
|
баллы | 36,0 | 42,0 | 39,0 |
Курсовая устойчивость
и корректировка направления
движения на высокой скорости
(Максимум 50 баллов)
|
баллы | 32,5 | 35,0 | 32,5 |
Преодоление подъема
по грунтовой дороге
(Вне зачета)
|
баллы | 10,0 | 5,0 | 8,0 |
Сумма баллов | 116,5 | 125,0 | 127,5 | |
Комфорт: Экспертная оценка | ||||
Внутренний шум (Максимум 30 баллов) |
баллы | 21,0 | 22,5 | 21,0 |
Плавность хода (Максимум 30 баллов) |
баллы | 22,5 | 24,0 | 21,0 |
Сумма баллов | 43,5 | 46,5 | 42,0 | |
Экономичность: Расход топлива | ||||
Расход топлива при скорости 90 км/ч (Максимум 60 баллов) |
л/100км | 7,4 | 7,3 | 7,4 |
баллы | 59,2 | 60 | 59,2 | |
Расход топлива при скорости 60 км/ч (Максимум 50 баллов) |
л/100км | 6,0 | 5,9 | 6,1 |
баллы | 49,2 | 50 | 48,4 | |
Сумма баллов | 108,4 | 110 | 107,6 | |
Сумма баллов, набранных в тесте | 791 | 834 | 854 | |
Плюсы | Умеренный расход топлива; неплохая комфортность; высокая проходимость | Высокая экономичность; отличная плавность хода; не шумят | Достаточно комфортны | |
Минусы | Низкое сцепление на асфальте; сложная управляемость при резких маневрах | Слабые сцепные свойства; сложная управляемость на мокром покрытии | Сцепление с дорогой ниже среднего; нечеткое следование курсу |
Марка, модель | 8 место | 7 место | 5-6 место | 5-6 место | |
Nordman S SUV | Toyo Proxes CF2 SUV | Maxxis Premitra HP5 | |||
Информация о шинах | |||||
Страна изготовления | Индонезия | Россия | Япония | Китай | |
Индексы нагрузки и скорости | 98H | 98H | 98H | 98V | |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 380 | 500 | 400 | 340 | |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,8 | 7,5 | 7,9 | 7,6 | |
Твердость резины по Шору, ед. | 63 | 66 | 58 | 63 | |
Масса шины, кг | 11,2 | 10,8 | 11,7 | 9,9 | |
Безопасность: Замеры сцепных свойств | |||||
Тормозной путь (80–5 км/ч) на мокром асфальте
(Максимум 260 баллов)
|
м | 27,6 | 27 | 27,5 | 25,6 |
баллы | 238,3 | 243,6 | 239,2 | 257,0 | |
Тормозной путь (100–5 км/ч)
на сухом асфальте
(Максимум 240 баллов)
|
м | 42,2 | 41,6 | 41,4 | 39,1 |
баллы | 221,2 | 224,4 | 225,5 | 238,8 | |
Максимальная скорость выполнения переставки на
мокром асфальте
(Максимум 80 баллов)
|
км/ч | 63,1 | 62,6 | 63,8 | 63,4 |
баллы | 76,6 | 76,0 | 77,5 | 77,0 | |
Максимальная скорость выполнения
переставки на сухом асфальте
(Максимум 60 баллов)
|
км/ч | 66,2 | 64,5 | 66,3 | 65,0 |
баллы | 59,9 | 58,4 | 60 | 58,8 | |
Сумма баллов | 596,0 | 602,4 | 602,2 | 631,6 | |
Поведение: Экспертная оценка | |||||
Управляемость при выполнении
экстремального маневра
на мокром асфальте
(Максимум 80 баллов)
|
баллы | 56,0 | 56,0 | 60,0 | 48,0 |
Управляемость при выполнении
экстремального маневра
на сухом асфальте
(Максимум 60 баллов)
|
баллы | 42,0 | 42,0 | 45,0 | 39,0 |
Курсовая устойчивость
и корректировка направления
движения на высокой скорости
(Максимум 50 баллов)
|
баллы | 30,0 | 40,0 | 37,5 | 35,0 |
Преодоление подъема
по грунтовой дороге
(Вне зачета)
|
баллы | 5,5 | 5,0 | 4,5 | 5,0 |
Сумма баллов | 128,0 | 138,0 | 142,5 | 122,0 | |
Комфорт: Экспертная оценка | |||||
Внутренний шум (Максимум 30 баллов) |
баллы | 24,0 | 22,5 | 24,0 | 21,0 |
Плавность хода (Максимум 30 баллов) |
баллы | 21,0 | 22,5 | 24,0 | 21,0 |
Сумма баллов | 45,0 | 45,0 | 48,0 | 42,0 | |
Экономичность: Расход топлива | |||||
Расход топлива при скорости 90 км/ч (Максимум 60 баллов) |
л/100км | 7,4 | 7,4 | 7,3 | 7,4 |
баллы | 59,2 | 59,2 | 60 | 59,2 | |
Расход топлива при скорости 60 км/ч (Максимум 50 баллов) |
л/100км | 6,0 | 6,0 | 5,9 | 6,1 |
баллы | 49,2 | 49,2 | 50 | 48,4 | |
Сумма баллов | 108,4 | 108,4 | 110 | 107,6 | |
Сумма баллов, набранных в тесте | 877 | 894 | 903 | 903 | |
Плюсы | Высокая скорость выполнения переставки на сухом асфальте; тихие | Отличная курсовая устойчивость; хорошая плавность хода; низкий уровень шума | Очень экономичные; самые комфортные; понятная управляемость | Надежное сцепление с дорогой | |
Минусы | Посредственная курсовая устойчивость при движении на высокой скорости |
Существенных недостатков не выявлено
|
Недостаточно высокие сцепные свойства | Посредственная управляемость; легкие претензии к курсовой устойчивости и комфорту |
Марка, модель | 3-4 место | 3-4 место | 1-2 место | 1-2 место | |
Kumho Crugen HP91 | Pirelli Scorpion Verde | ||||
Информация о шинах | |||||
Страна изготовления | Корея | Франция | Румыния | Россия | |
Индексы нагрузки и скорости | 98H | 98H | 98V | 102V | |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 420 | 280 | 400 | 500 | |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,9 | 7,3 | 7,8 | 7,8 | |
Твердость резины по Шору, ед. | 60 | 61 | 58 | 61 | |
Масса шины, кг | 11,2 | 9,6 | 10,8 | 11,2 | |
Безопасность: Замеры сцепных свойств | |||||
Тормозной путь (80–5 км/ч) на мокром асфальте
(Максимум 260 баллов)
|
м | 25,4 | 25,4 | 25,3 | 26,1 |
баллы | 259,0 | 259,0 | 260 | 252,0 | |
Тормозной путь (100–5 км/ч)
на сухом асфальте
(Максимум 240 баллов)
|
м | 40,1 | 38,9 | 39,6 | 39,4 |
баллы | 232,8 | 240 | 235,8 | 237,0 | |
Максимальная скорость выполнения переставки на
мокром асфальте
(Максимум 80 баллов)
|
км/ч | 65,0 | 64,5 | 65,9 | 65,7 |
баллы | 78,9 | 78,3 | 80 | 79,8 | |
Максимальная скорость выполнения
переставки на сухом асфальте
(Максимум 60 баллов)
|
км/ч | 64,8 | 64,7 | 65,6 | 66,2 |
баллы | 58,6 | 58,6 | 59,4 | 59,9 | |
Сумма баллов | 629,3 | 635,9 | 635,2 | 628,7 | |
Поведение: Экспертная оценка | |||||
Управляемость при выполнении
экстремального маневра
на мокром асфальте
(Максимум 80 баллов)
|
баллы | 60,0 | 52,0 | 64,0 | 64,0 |
Управляемость при выполнении
экстремального маневра
на сухом асфальте
(Максимум 60 баллов)
|
баллы | 42,0 | 36,0 | 48,0 | 48,0 |
Курсовая устойчивость
и корректировка направления
движения на высокой скорости
(Максимум 50 баллов)
|
баллы | 32,5 | 35,0 | 40,0 | 40,0 |
Преодоление подъема
по грунтовой дороге
(Вне зачета)
|
баллы | 5,5 | 5,0 | 4,0 | 5,5 |
Сумма баллов | 134,5 | 123,0 | 152,0 | 152,0 | |
Комфорт: Экспертная оценка | |||||
Внутренний шум (Максимум 30 баллов) |
баллы | 19,5 | 21,0 | 19,5 | 24,0 |
Плавность хода (Максимум 30 баллов) |
баллы | 21,0 | 24,0 | 19,5 | 22,5 |
Сумма баллов | 40,5 | 45,0 | 39,0 | 46,5 | |
Экономичность: Расход топлива | |||||
Расход топлива при скорости 90 км/ч (Максимум 60 баллов) |
л/100км | 7,4 | 7,4 | 7,4 | 7,5 |
баллы | 59,2 | 59,2 | 59,2 | 58,4 | |
Расход топлива при скорости 60 км/ч (Максимум 50 баллов) |
л/100км | 6,1 | 6,0 | 6,1 | 6,1 |
баллы | 48,4 | 49,2 | 48,4 | 48,4 | |
Сумма баллов | 107,6 | 108,4 | 107,6 | 106,8 | |
Сумма баллов, набранных в тесте | 912 | 912 | 934 | 934 | |
Плюсы | Высокие сцепные свойства; понятная управляемость на мокром асфальте | Великолепное сцепление с дорогой; отличная плавность хода | Превосходные сцепные свойства; отменная управляемость | Надежное сцепление; отличная управляемость; высокая комфортность | |
Минусы | Замечания в адрес курсовой устойчивости; повышенный уровень внутреннего шума | Посредственная управляемость, легкие замечания к курсовой устойчивости и шуму | Невысокий уровень комфорта | Повышенный расход топлива при 90 км/ч |
Материал теста подготовлен с использованием статьи издания «За рулем».