«За рулем», декабрь 2020: Шипы, липучки и всесезонки


зимние шины

Содержание


Статья подготовлена по материалам Дмитрия Тестова и Сергея Мишина. Фото: Георгий Садков

У счастливого обладателя новенького кроссовера, на котором стоят всесезонные шины, есть соблазн сэкономить на зимнем комплекте. В самом деле, зачем же еще нужны всесезонки, если не для «всех сезонов»? Мы протестировали всесезонную резину, «липучки» и шипы на 255/55 R19 с помощью электромобиля Audi e‑tron и готовы рассказать, что получилось.

С электромобилем справится не каждая шина. Слишком уж много всего на него навешено, и чтобы выдержать его инерцию, ему потребуются качественные, выносливые покрышки. Проверять, как шины справятся с Audi e‑tron, мы будем на фирменном полигоне Nokian под названием White Hell («Белый ад»), что в Финляндии.

Немного о всесезонных шинах


Чаще всего на автомобилях уже стоят штатные покрышки с маркером «M+S» (Mud and Snow, или по-русски «грязь и снег»). Из-за слова «снег» многие покупатели обманываются, мол, ну раз снег, то на таких можно кататься в любую погоду и зимой, и летом.

Смотреть же нужно не только на этот знак, рядом обычно красуется маркер в виде горного пика со снежинкой. Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» разрешает использовать шины с любым из этих обозначений, тут нарушения нет. Но вся сложность в том, что нет единых стандартов, где допускается применять шину с маркировкой «M+S», а где нет. Производители наносят ее по своему усмотрению, если, по их мнению, эта покрышка лучше справиться с низкими температурами, чем летняя. Если вам нужна шина для снега и льда, а не для мягкого похолодания, то обращать внимание лучше именно на знак со снежинкой – его ставят только после прохождения испытаний по Правилу ООН №117.

Список участников


Всесезонки мы решили взять только две и сравнить с теми шинами, что предназначены сугубо для зимних условий. Это старая, добрая Pirelli Scorpion Verde All Season, которой комплектуются множество кроссоверов, сходящих с конвейера. Смотрим на боковину – «M+S» и никаких тебе снежинок! Еще одна всесезонная шина – это Michelin CrossClimate SUV, которая вышла совсем недавно. У нее уже есть маркировка горы со снежинкой, а значит, на ней можно ездить зимой. В теории.

Их главные конкуренты – зимние модели, которые без сомнений предназначены для холодной погоды. Шины от Nokian – Hakkapeliitta 9 SUV и Hakkapeliitta R3 SUV, самые что ни на есть классические модели, которые уже очень долго пользуются популярностью в России с ее снежными заносами, гололедом и морозами. В команде «липучек», извечных соперников шипов, представлены Nokian WR SUV 4 для мягкой европейской зимы. Их особенности – это жесткая резина и закругленные плечевые зоны. «Липучки», или фрикционные шины, лучше всего подойдут для езды по хорошо убранным асфальтовым дорогам в современных мегаполисах.

Все «белые» тесты и на льду, и на снегу проводились при температуре от -2 оС до -11 оС. Заезды на асфальтовом покрытии устроили на летнем полигоне близ городка Нокиа, когда на улице было +6… +7 оС.

Стоит ли ездить на электромобиле зимой?


В России электромобили все еще остаются экзотикой, когда как в Европе они завоевывают все больше поклонников и постепенно становится рутиной. У нас есть несколько соображений о каждом из представителей этого новейшего класса автомобилей.

Tesla Model X 100D. Тягой управляет электроника и отключить ее никак не получится, если действовать честно. Остаться с шасси один на один можно, но только в том случае, если поколдовать с проводкой. Однако удовольствия от вождения все равно немного, ибо даже на качественных зимних шинах на лед Тесле лучше даже не выходить. Так что невозможность легального отключения ESP вполне оправдана.

На Jaguar I‑Pace, в отличие от Теслы, предусматривает отключение электроники, но только частично, допуская неглубокие скольжения. Здесь претензий нет никаких – тяга остается стабильной в большинстве случаев. Однако, она явно не для любителей более глубоких скольжений – неизбежно падение тяги.

Audi e‑tron практически тот самый, привычный водителю автомобиль без всех этих неотключаемых автоматических штучек. Все ограничители отключаются быстро и полностью. Пара манипуляций, и вот в вашем распоряжении все 360 «лошадей».

Но в бочке меда, есть и пара ложечек дегтя. После того, как мы долго тестировали управляемость на ледяной трассе, автомобиль был поставлен на зарядку, и беда пришла, откуда ее не ждали. Не успели мы доехать до следующей трассы, как на панели начала мигать надпись «Потеряно одно из передних колес. Ехать нельзя. Тяга передается только на заднюю ось». Одно утешение – машина продолжает движение, а не блокируется до исправления неполадок. Почему система решила, что колесо потеряно, когда все четыре на месте? Одному богу известно.

Что мы только не делали с этим капризным авто! Не помогла ни перезагрузка системы, ни установка штатных колес с датчиками давления, мы даже запирали двери и отходили от нее подальше, чтобы она немного побыла в одиночестве и подумала над своим поведением – все без толку! Проблема решилась только после того, как мы неторопливо поездили на родных колесах где-то с полчаса. Машина наконец-то «нашла» свое потерянное колесо и заработала в обычном темпе.

Заезды на льду


Контраст между всесезонками и зимними моделями просто невероятный! По торможению шиповки превосходят всесезонную резину почти вдвое, «липучки» скандинавского типа обходят их в полтора раза, «европейские» выдают результат лучше на 1/10. В испытаниях на повороты, казалось бы, всесезонки берут себе утраченное уважение, и разница в сцеплении падает в два раза, однако для шипованной резины это ничего не меняет, она как была так и осталась фаворитом.

Тесты шин на льду

Не забывайте, что мы проводили испытания в указанном выше диапазоне температур. В любую другую погоду результаты могут отличаться.

Попутно мы выявили еще один недостаток у Audi e‑tron: на резких поворотах она не разрешает уводить себя в занос, в лучшем случае только сносит передние колеса. На льду можно даже и не думать о торможении двигателем. Если «газ» сбросить, то это вызовет выбег и не более. Если выбирать скоростной режим, то мы выбрали спокойный Comfort, так как более агрессивный Dynamic слишком резок в реакциях для виражей на скользком покрытии.

Что-то говорить про управление на льду можно только касательно шипованной резины. «Да» скажем еще и фрикционной «скандинавке» Hakkapeliitta R3, которая вполне сносно справляется с тяжелым кроссовером, если ездить спокойно и не скользить.

«Европейские» шины не справляются с условиями заснеженной Финляндии. Сцепление очень слабое и когда автомобиль его теряет, это крайне неприятное ощущение: реакция чрезмерно резкая и неожиданная. Скольжения очень затягиваются и при этом руль практически бесполезен. Вообще такие испытания лучше проходить подготовленным, но мудрее использовать для поездок шины для соответствующих условий.

Заезды на снегу


В этом виде испытаний зимние шины также обходят всесезонки, но не с таким впечатляющим отрывом, как в прошлом испытании. В тестах на разгон все три модели выдают одинаковый результат – они на 20% эффективнее всесезонных шин.

Тест шин на снегу

Шипованные шины все еще вне конкуренции в тестах на торможение с 16% преимуществом перед всесезонками, «европейские» покрышки лучше их на 14%, «скандинавки» только 12%.

И тут внимательный читатель уже задал логичный вопрос: это как же европейские шины умудрились обойти скандинавские? Увы, но факты таковы. Мы объяснили это слишком высокой температурой, при которой мягкая резина скандинавских шин не может качественно цепляться за снежную трассу. Когда автомобиль тормозит, то продольная нагрузка на рабочую поверхность покрышки больше, чем при разгоне, а значит, эффект налицо. Вот упади температура до -15оС, тогда «липучки» оказалась бы точно не у дел.

Теперь оценим управляемость, что всегда дело непростое, если оно касается электромобиля. Audi e‑tron всей своей электронной начинкой сопротивляется повороту с «газом», так что нам пришлось помогать небольшим подтормаживанием. Однако, по сравнению со льдом мало что меняется: на коне по-прежнему шипованная резина, «европейские» шины немного превосходят всесезонные, «скандинавские» занимают место между шиповками и «европейками». Если говорить именно про всесезонные шины, то они плохо приспособлены для езды по снегу: неважно цепляются за снежную дорогу, при поворотах очень быстро уходят в скольжение.

Тесты шин на снегу

По снежной целине вновь лучше всего себя показывают зимние модели, и тут нет различий между шиповками и «липучками». Nokian значительно быстрее и эффективнее проходят по сугробам и выбирается из колеи, чем всесезонная резина.

Тесты на асфальте


На асфальтовом покрытии все переворачивается с ног на голову. Экстренное торможение выводит в лидеры всесезонные шины и отправляет шипованную резину в самый низ списка участников (эффективность торможения на сухом покрытии ниже на 19%). Мокрая трасса показывает еще более плачевные для шиповок результаты – хуже всесезонных на 25%! Мишлен выдает очень хорошие сцепные свойства, по торможению на асфальте они приближаются к летним моделям. Самое интересное, что они хороши вопреки «агрессивному» дизайну протектора с широкими диагональными канавками, что обеспечивает площадь контакта значительно уже, чем у Пирелли. Резюмируем: резиновой смеси Мишлен однозначное уважение!

Тест зимних шин на асфальте

Тест курсовой устойчивость снова показал отставание зимней резины по сравнению с всесезонными моделями, однако на этот раз к ним практически вплотную подобрались «европейки». Всесезонки оказались также тише всех конкурентов, особенно это заметно по сравнению с «подкованными» шиповками. Плавность хода у всех шин практически одинаковая: ни фаворитов, ни аутсайдеров выделить не удалось.

Тест зимних шин за рулем

Самыми экономичными моделями оказались фрикционные шины, больше всего потребляет топливо шипованная резина. Но если говорить начистоту, то разница не принципиальная. По меркам электрокаров вся «экономия» состоит в 10-20 км сверху, если прибавить их к запасу хода в 400 км с полностью заряженной батареей.

Подводим итоги


Теперь посмотрим на общие результаты. У нас получилась следующая картина:

Тип шин

Всесезонные Всесезонные Зимние шипованные Зимние фрикционные
("европейки")
Зимние фрикционные
("скандинавки")

Марка, модель

Pirelli Scorpion Verde All Season

Michelin CrossClimate SUV

Nokian Hakkapeliitta 9 SUV

Nokian WR SUV 4

Nokian Hakkapeliitta R3 SUV

Место изготовления

Россия

Польша

Финляндия

Россия

Финляндия

Индексы нагрузки и скорости

111V

111W

111T

111V

111R

Глубина рисунка по ширине, мм

7,4-8,2

6,3-7,4

9,4-9,7

7,8-8,3

8,4-8,7

Твердость резины по Шору

68

61

54

63

51

Количество шипов, шт.

191

Выступание шипов после обкатки, мм

1,2-1,8

Масса шины, кг

14,1

14,8

16,2

16,1

15,6

График-паутина за базу берет всесезонные шины – средние значения у Pirelli и Michelin. По сцеплению на снежных и ледяных поверхностях они очень слабы, управляются на снегу и льду тоже неважно. Их основное достоинство – это асфальт, на нем они вне конкуренции. Еще нужно признать, что они хороши в плане комфорта.

Сравнение основных характеристик


Если столкнуть Pirelli и Michelin между собой, то выгоднее смотрится скорее Michelin CrossClimate SUV с официальным знаком снежинки на боку. Однако нельзя сказать, что Pirelli Scorpion Verde All Season сильно отстает. На вопрос «можно ли ездить на всесезонках снежной зимой?» даем отрицательный ответ. Никаких внятных аргументов «за» нам найти не удалось.

Что из них лучше «обуть» зимой?


Тест зимних шин за рулем

Скажем однозначно: для суровой зимы берем шипованные, и точка. На льду их преимущество достигает 90%, если рассматривать эффективность торможения. Снег выявил 18% у зимних моделей. Их ахиллесова пята – это асфальт, на нем что шипы, что «липучки» проигрывают всесезонкам на 25%. На них стоит обратить внимание, если водитель недавно сел за руль или ему часто приходится ездить по ледяным трассам. Для тяжелых автомобилей (в число которых входят и электромобили) они обязательны. Шипованная резина – лучшая защита в чрезвычайных ситуациях зимой.

Фрикционные «скандинавки» в 1,5 раза лучше всесезонных на льду, а на снегу на 18%. Они все еще хуже на асфальте, но не столь существенно, как шипованные – потери составляют 20%. Их лучше выбирать опытным автомобилистам, которые ценят тихую, комфортную езду. Но есть и минусы. На льду при переходе от качения к скольжению «сцепка» фрикционной резины резко просядет. Если на вашем автомобиле нет ABC, то не советуем гонять на них – на поворотах могут подвести.

Фрикционные «европейки» специально созданы для мягкой зимы – на скользких покрытиях они лучше всесезонных на 10-15%. Вот только в России не так много мест, где они реально будут кстати – разве что в Южном Федеральном округе и теплых, больших городах, где нет замерзших, скользких дорог. В остальном это те же всесезонные шины с одним «но»: на асфальте они проигрывают всесезонкам на 10%.

Сравнение характеристик зимних шин 255/55 R19 относительно всесезонных


Тип шин

Зимние фрикционные
(для теплой зимы)
Зимние фрикционные
(для холодной зимы)
Зимние шипованные

Лед и снег. Замеры сцепных свойств: экспертная оценка

Эффективность торможения
(30-5 км/ч) на льду

%

+7,0

+41,4

+92,2

Скорость прохожденияледового круга

%

+3,6

+19,9

+20,8

Эффективность разгона
(5-30 км/ч) на льду

%

+10,3

+60,0

+68,4

Управляемость на льду

баллы

+0,75

+1,75

+2,25

Эффективность торможения
(40-5 км/ч) на снегу

%

+13,9

+11,8

+16,0

Эффективность разгона
(0-40 км/ч) на снегу (с TCS)

%

+17,9

+17,9

+17,9

Управляемость на снегу
при обычном вождении

баллы

+0,75

+1,25

+1,75

Управляемость на снегу
при активном вождении

баллы

+2,0

+1,5

+2,5

Управляемость при выполнении экстремального маневра на снегу

баллы

+0,25

+0,75

+1,25

Проходимость в глубоком снегу

баллы

+1,5

+1,5

+2,0

Курсовая устойчивость на снегу

баллы

+1,0

+0,5

+1,0

Асфальт. Замеры сцепных свойств: экспертная оценка

Эффективность торможения
(60-5 км/ч) на мокром асфальте

%

-9,2

-22,1

-25,1

Эффективность торможения
(80-5 км/ч) на сухом асфальте

%

-10,9

-11,5

-18,9

Курсовая устойчивость
на асфальте

баллы

-0,5

-1,5

-1,5

Комфорт: экспертная оценка

Внутренний шум

баллы

-0,5

-1,5

-1,5

Плавность хода

баллы

0,0

-0,5

+0,5

Экономичность: расход топлива

Качение при 80 км/ч

%

+0,7

+3,0

-5,6

В таблице приведено усредненное улучшение/ухудшение относительно всесезонных шин

Тест подготовлен с использованием публикации издания «За рулем»


<< Все тесты
Клиенты довольны
25.04.2024

Оперативно, четко, качественно, точно в срок.

25.04.2024

Быстро и качественно. И для колес зимних не надо искать гараж.

25.04.2024

Хорошая работа - это когда нет комментариев, у меня нет комментариев!

Все отзывы
Мобильная версия сайта
Мы используем файлы cookie и другие технологии для вашего удобства. Подробнее
Хорошо