Статья подготовлена по материалам Дмитрия Тестова и Сергея Мишина
Типоразмер 235/60 R18 – это «родные» шины как для недорогих Hyundai Santa Fe или Kia Sorento, так и для премиум-моделей Porsche Macan или Mercedes-Benz GLC. Однако экономия на шинах – нормальное желание и для обладателя дорогого автомобиля.
Среди дорогостоящих моделей мы избрали немцев Continental PremiumContact 6 и Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV. Немного дешевле Nokian Hakka Black 2 SUV, которую «сварили» в Санкт-Петербурге, а также японская Toyo Proxes Sport SUV.
Из российских шин бюджетная Viatti Bosco H/T. Столько же придется отдать за модели китайского производства Zeetex SU1000 vfm, Triangle AdvanteX SUV TR259, Rapid Ecosaver и Landsail LS588 SUV.
Что касается внезачетных Centara Adventure A/T, то их особенность заключается в том, что использовать их допускается сразу на двух поверхностях – и на асфальтовом покрытии, и на бездорожье. Попробуем показаться на ней и сравнить с основными конкурсантами.
Все шины тестировались с помощью полноприводного кроссовера Mercedes-Benz GLC. Измерения делались комплексом Vbox Racelogic, связанным со спутниковыми системами GPS и ГЛОНАСС.
Всего мы решили испытать шины в двух климатических зонах. Первые тестовые заезды проходили на немецком полигоне ATP при температуре от 17 до 23 оС. Потом мы переместились севернее – в Финляндию, на полигон компании Nokian Tyres, где в тот момент было всего 8-10 оC. Это нужно, чтобы узнать, как летние шины будут вести себя в межсезонье и прохладными ночами. Если они ухудшают свои характеристики, то это обычная покрышка со стандартной резиновой смесью. Если характеристики просаживаются не сильно, это уже означает, что в составе компаунда есть множество активных присадок, которые помогают шинам сохранять свои полезные свойства и в прохладную погоду.
Сначала поговорим о «холодных» заездах. Слабее всего в прохладную погоду оказались шины Toyo – тормозной путь на сухой дороге у них достоин шестого места, и это при том, что на «теплой» дороге они были первыми. На влажном покрытии сильно проседают три конкурсанта Toyo, Goodyear и Triangle. Если будете покупать эти модели, то помните, что во время похолодания или по ночам в них лучше не лихачить.
Но подобная ситуация не у всех. Китайских Landsail по торможению на сухой дороге оказался вторым из всех участников. На мокрой дороге третье место теста. Triangle улучшил свои характеристики с восьмое на пятое место.
Continental PremiumContact 6 показал всем класс, как лучшие шины по торможению на сухой и мокрой дороге в прохладную погоду. Можно вспомнить, что еще три года назад эти шины в размерности 225/45 R17 тормозили значительное хуже, однако, производитель исправился, и теперь мы можем наслаждаться выдающимся сцеплением.
Премиум-модели шин всегда создавались с прицелом на максимальный уровень плавности хода и акустического комфорта. В результате самыми тихими и комфортными являются шины Continental, Goodyear и Toyo. Поработать с уровнем шума стоит создателям покрышек Centara – из-за того, что при разработке ее задумывали универсальной, она теперь сильно гудит и визжит на резких поворотах, а всему виной разряженный протектор. Однако самыми неприятно громкими и грубыми оказались российские шины Viatti – стоит только заехать на неровную дорогу, как уровень вибрации и шума просто сносит с ног. Даже «полувнедорожные» Centara выступили в пример лучше.
Наиболее мягкими оказались шестеро конкурсантов: Continental, Goodyear, Nokian, Toyo а также китайские Landsail и Triangle.
Проверяем уровень безопасности
Для шин особо важный момент – это вовремя затормозить. Чем быстрее колеса остановят машину в экстренном случае, тем лучше качества безопасности. Тормозной путь мы будем оценивать с 80 до 5 км/ч на влажном полотне и с 100 до 5 км/ч на сухом.
Испытания торможения на сухом покрытии при летней температуре лучше всего прошла Toyo. Наиболее длинный тормозной путь с разницей в 15% с лидером у покрышки Rapid. Она оказалась «успешнее» даже универсальной шины Centara.
Переносимся на холодную трассу. Здесь торможение осталось за Continental, худшие результаты у Rapid и Centara A/T с разницей в 10% по сравнению с лидером.
Летняя мокрая дорога вновь приносит победу Toyo и поражение Rapid с разницей в целых 30%, что никуда не годиться. Centara A/T также показала посредственные результаты, но это универсальная шина и для этого типа ее данные весьма недурны.
Осенью на влажном полотне лучше всех тормозит Continental, а хуже всего обстоят дела у Triangle – все же разница в 13,5%. Centara A/T оказалась на предпоследнем месте, но она, будучи универсальной, побеждает Triangle на 4%.
Аквапланирование угрожает шинам при езде по глубоким лужам или во время дождя. Оценить начало поперечного аквапланирования мы сможем, направив автомобиль в тарированную лужу глубиной в 6 мм. Он войдет туда с полного хода, двигаясь по окружности в 200 м с повернутыми и зафиксированными колесами. Все результаты будут фиксировать датчик из салона. Начиная со 60 км/ч скорость будет постепенно нарастать – каждый круг на 5 км/ч.
У Nokian оказался самый эффективный уровень выносливости потере сцепления – ее начинает стаскивать с дороги на скорости 93 км/ч. Самый худший результат у комплекта Landsail – 82 км/ч, а это целых 11 км/ч, что довольно много для реальной дорожной практики.
На высоких скоростях лучшие реакции и отзывчивость руля показывают шины Continental. К сожалению, то же нельзя сказать о Toyo, с которыми на повышенных оборотах автомобиль начинает рыскать по сторонам. Вдобавок очень нечеткие реакции. Сравнения с Centara она также не выдерживает.
Извилистая сухая трасса показала тройку лидеров – это Continental, Goodyear и Nokian. На универсальных покрышках Centara здесь лучше вообще не показываться, так как автомобиль очень тяжело вписывается в повороты, часто соскальзывает и показывает очень серьезные задержки в реакциях. Также шины Zeetex показали очень большую уязвимость в этом испытании.
Фаворитом мокрого покрытия оказались шины Toyo – они дают автомобилю наиболее понятное и легкое управление. Самой сложной в управлении на мокром покрытии оказалась резина Zeetex, с которыми ни о каком надежном сцеплении на влажной поверхности не может быть и речи. Mercedes-Benz в них постоянно заносит и ведет себя так, словно на льду. Даже Centara управляется получше.
Экономия топлива оценивается по свободному качению автомобиля на повышенных скоростях от 100 до 80 км/ч и на «городских» от 70 до 50 км/ч. Самым удивительным стало не то, что лидером экономичности стали покрышки Landsail (на скорости в 90 км/ч автомобиль расходует 7,3 л/100 км и при 60 км/ч уходит 5,2 л/100 км), а то, что универсальные Centara Adventure A/T выступили на уровне асфальтовых шин Toyo.
На первый взгляд внезачетная Centara Adventure A/T терпит полное поражение. Сцепление на асфальте близко с неудачливой Rapid, но по сопротивлению аквапланированию она довольно недурна. Шумность, экономия топлива и управляемость посредственные, но это и не удивительно для универсальных шин. Однако эта модель получает 809 баллов, что довольно неплохой результат для «полувездеходной» покрышки, которая больше приспособлена к грунтовым дорогам, но про эти ее свойства когда-нибудь потом.
Rapid Ecosaver оказалась на девятом месте и это не удивительно. Однозначных плюсов у нее не так много – управляемость на сухом полотне, комфорт на среднем уровне и такая же экономичность на скорости в 60 км/ч. Недостатков полный набор: посредственное сцепление и сложное управление на влажной дороге. По цене также все довольно печально – она на 33% дороже справедливой цены.
Вне зачёта |
9 место |
|
Сумма набранных баллов |
809 |
821 |
Марка, модель |
Centara Adventure A/T |
Rapid Ecosaver |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб |
6180 |
5450 |
Страна изготовления |
Китай |
Китай |
Индекс нагрузки и скорости |
107H |
103H |
Индекс износостойкости (Treadwear) |
500 |
440 |
Глубина рисунка по ширине, мм |
9,1 |
8,0 |
Твердость резины по Шору |
68 |
65 |
Масса шины, кг |
15,4 |
14,2 |
Плюсы |
Уверенное сопротивление аквапланированию, удовлетворительный комфорт |
Приличная курсовая устойчивость, среднее противостояние аквапланированию, довольно тихие |
Минусы |
Скромная эффективность торможения, проблемная управляемость, повышенный расход топлива |
Слабая эффективность торможения, проблемная управляемость на мокром покрытии, повышенный расход топлива на шоссе |
Восьмое и седьмое место получили сразу две шины Triangle AdvanteX SUV TR259 и Zeetex SU1000 vfm. Они заработали 800 и 849 баллов соответственно, и мы отнесли их к категории «посредственные». Triangle лучше управляется, но значительно хуже цепляется за трассу, а Zeetex действует наоборот – сцепление лучше, управление очень невразумительное. Однако она неплохо противостоит аквапланированию.
7–8 место |
7–8 место |
|
Сумма набранных баллов |
837 |
837 |
Марка, модель |
Zeetex SU1000 vfm |
Triangle AdvanteX SUV TR259 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб |
4520 |
5440 |
Страна изготовления |
Китай |
Китай |
Индекс нагрузки и скорости |
107W |
107W |
Индекс износостойкости (Treadwear) |
360 |
320 |
Глубина рисунка по ширине, мм |
7,6 |
7,9 |
Твердость резины по Шору |
66 |
66 |
Масса шины, кг |
13,5 |
13,7 |
Плюсы |
Хорошее сопротивление аквапланированию, средняя эффективность торможения |
Хорошая курсовая устойчивость, неплохой уровень комфорта, экономичны при скорости 60 км/ч |
Минусы |
Ужасная управляемость на мокром асфальте, проблемная на сухом, слабоваты тормоза на сухом летом |
Слабое торможение на мокром покрытии в прохладу, ниже среднего на сухом летом, раннее аквапланирование |
Landsail LS588 SUV вышла на шестую строчку. Единственная гостья из Китая, который смог доказать свою принадлежность к ряду «хороших» шин. Очень хорошо экономит топливо, обеспечивает неплохое сцепление с холодным полотном, очень тихая и плавная. Ее недостатки – это посредственная управляемость на сухой дороге и нестабильная курсовая устойчивость.
Viatti Bosco H/T закрепилась на пятом месте, и для российского производителя оказаться так высоко это крайне неплохо. Плохо то, что она слабовата при езде по лужам и довольно сильно шумит, однако купить ее можно за очень небольшую стоимость – целых 25% вы сэкономите от справедливой цены.
6 место |
5 место |
|
Сумма набранных баллов |
857 |
858 |
Марка, модель |
Landsail LS588 SUV |
Viatti Bosco H/T |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб |
5550 |
4710 |
Страна изготовления |
Китай |
Россия |
Индекс нагрузки и скорости |
107V |
103V |
Индекс износостойкости (Treadwear) |
н/д |
н/д |
Глубина рисунка по ширине, мм |
7,5 |
7,7 |
Твердость резины по Шору |
60 |
72 |
Масса шины, кг |
13,6 |
14,3 |
Плюсы |
Лучшие по экономичности, приличные по управляемости на мокром покрытии и уровню комфорта |
Хорошие управляемость и устойчивость, средние тормозные свойства на мокром в холод и на сухом покрытии |
Минусы |
Самое слабое сопротивление аквапланированию, сложные курсовая устойчивость и управляемость на сухом асфальте |
Худший уровень комфорта, слабое сопротивление аквапланированию, торможение на мокром теплом асфальте |
На четвертое место и в отдел «отличных» шин в последний момент заскочила Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV (еле дотянув до вожделенных 900 очков). В основном за хороший баланс характеристик. Из положительного мы выделили очень комфортный ход и тихую работу. Среди недостатков не самое эффективное торможение на холодном, мокром покрытии и высокая цена – 20% переплаты от справедливой цены.
Третье место и бронзовая медаль теста присуждается Toyo Proxes Sport SUV. Она превосходно цепляется за трассу в теплую погоду, тихо и плавно работает, управляется также на высшем уровне. Слабости также присутствуют – не всегда стабильная курсовая устойчивость, неполадки с управляемостью на сухом полотне и повышенный расход топлива. Чем холоднее, тем шины хуже цепляются за трассу. Для дальних переездов это не лучший выбор резины.
4 место |
3 место |
|
Сумма набранных баллов |
900 |
910 |
Марка, модель |
Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV |
Toyo Proxes Sport SUV |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб |
10810 |
8950 |
Страна изготовления |
Германия |
Япония |
Индекс нагрузки и скорости |
103W |
107W |
Индекс износостойкости (Treadwear) |
300 |
н/д |
Глубина рисунка по ширине, мм |
8,0 |
7,1 |
Твердость резины по Шору |
74 |
70 |
Масса шины, кг |
12,0 |
14,4 |
Плюсы |
Уверенно сопротивляются аквапланированию, понятно управляются, катятся плавно и тихо |
Эффективность торможения в тепле, лучшая управляемость на мокром покрытии, высокий комфорт |
Минусы |
Эффективность торможения на холоде ниже средней, завышенная цена |
Средне тормозят на холоде, не экономят топливо, неуверенно держат курс и управляются посуху |
Второе место осталось за Nokian Hakka Black 2 SUV. Ее главный плюс – это лучшая защита от аквапланирования, в остальном она уверенно держит качественный уровень, и фанатам серии особых сюрпризов не преподнесет. Для жителей областей, где летом постоянно идет дождь, Хакка – отличный выбор. Цена взвешенная: от справедливой цены она отклоняется на 8% экономии.
И лидер теста – это идеально сбалансированная Continental PremiumContact 6. В большей части тестовых заездов она оставляет соперников позади, у нее есть ровно одна проблема, которая, однако, не помешала ей победить: очень посредственная сопротивляемость аквапланированию на поворотах. За нее придется переплатить, но ненамного – относительно справедливой цена выше на 6%.
2 место |
1 место |
|
Сумма набранных баллов |
916 |
925 |
Марка, модель |
Nokian Hakka Black 2 SUV |
Continental PremiumContact 6 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб |
9060 |
11070 |
Страна изготовления |
Россия |
Германия |
Индекс нагрузки и скорости |
107W |
103V |
Индекс износостойкости (Treadwear) |
н/д |
280 |
Глубина рисунка по ширине, мм |
7,3 |
6,9 |
Твердость резины по Шору |
70 |
70 |
Масса шины, кг |
14,0 |
12,3 |
Плюсы |
Наивысшая стойкость к аквапланированию, высокие тормозные свойства, надежная управляемость |
Превосходная эффективность торможения, отменная управляемость, наивысший комфорт |
Минусы |
Незначительные замечания по курсовой устойчивости |
Сопротивление аквапланированию чуть ниже среднего |
Тест подготовлен с использованием публикации издания «